Школьники Круглого стола
Не только психологи признают, что труднее всего заинтересовать учебой подростков. Если в начальной школе "двигатель прогресса" — детская любознательность, в вузах — нацеленность на результат, то подростки во всем тянутся к свободе, а в школе она ограничена.
Кроме того, 15-16 летнему человеку приятно осознавать, что он не просто винтик в системе образования, ему важно понимать, как и чему он учится — это его выбор, он решил. Традиционно в школе за все отвечает учитель, возникает вопрос: за что отвечает ученик? Обучение, вне сомнения, продуктивнее, если в школе практикуется следующее: какая-либо возможность выбора, самостоятельной работы и принятие ответственности учеником, осознание, что образование — это дело его самого. Но возможно ли это в школе?
Первый урок темы. Говорю: "Вот вам план работы — и вы свободны. Можете заниматься в кабинете, в библиотеке или на лестничной клетке. У нас свободное посещение".
"Как свободное посещение?". Не верят! Все пришли на третий урок.
— Рустам Иванович! — спрашивает Дима. — А вот это правило... свободного посещения — все еще действует или Вы уже подумали его отменить?
— Действует. Вы можете быть там, там и там — работайте! А сюда приходите только, когда что-нибудь сделаете и захотите это обсудить.
Без обсуждения со мной все равно ничего не получится, но только за круглым столом, вместе с учителем можно начать думать — здесь все перемалывается, переваривается, и из прочитанных книг, фильмов, интервью складывается что-то новое.
Левые педагогические радикалы говорят, что ребенка надо пустить полностью на самотек — и пускай он делает, что хочет, и пишет свои диссертации. "Дети, вы хотите вообще так... На самотек?". Они смотрят на меня с недоумением.
Честно говоря, ничего лучше человечество не придумало, чем общение учителя и ученика, если это действительно разговор двух заинтересованных сторон. Поразительно, что из такого простого и радостного дела, как встреча Взрослого и Ребенка, люди сделали самое невыносимое и тягостное действо, называемое учебный процесс? И второй вопрос: как из этого состояния вернуться назад, к человечному и действенному общению?
И вот, поработав самостоятельно, все возвращаются в класс.
Мы садимся за круглый стол — это пир, пиршество духа! Каждый рассказывает, что прочитал, увидел и услышал, мы задаем друг другу хитрые вопросы, чтобы вместе искать ответы.
Самое главное, всю черновую работу они сделали заранее. На уроках основная деятельность — это пересказ текстов. Но это не ко мне. Пересказ — это друг к другу. Володя работает с Максимом в группе. Леня читает про выращивание риса в Древнем Китае текст, который называется "Чудо рисовых плантаций".
Кстати, вы знаете, почему в китайских ресторанах не подают говядину? Почему китайцы так мало едят мяса? И почему в Китае даже в Средние века плотность населения была выше, чем в Европе? Всё дело в рисе...
Вопросы ставят сами ученики. Потому что всю обычную работу они уже сделали вне класса. Леня рассказал Диме о рисовых плантациях. Дима сказал: "Да, текст меня захватил". Дима — достаточно серьезный молодой человек. И, в свою очередь, рассказал о том, как сервировали стол в Средние века в Европе.
Все они уже обсудили. Это — их работа. Я не спрашиваю содержание текста. Только — "Есть ли у вас какие-то вопросы?".
Потому что высшее проявление интеллекта (мышления) — это умение задавать вопросы. Что вас удивляет, что вам показалось странным в том фильме, который вы посмотрели? Что у вас вызывает недоумение? Недоумение — вот, пожалуй, ключевое слово. С этим недоумением мы и работаем на Круглом столе. Именно для этого нужен этот стол и учитель.
Две недели назад заболел и остался дома. Прихожу в понедельник, а мне говорят: "Катя (а Катя у меня — самая революционно настроенная девушка, долго говорила, что все это, Рустам Иванович, полная ерунда, никакого смысла не вижу, в журнал не идет — зачем тогда учить), так вот, Катя сидела 2 урока и по своему плану читала книжку".
Учителя нет, а они продолжают учиться. Вот так.