В России дорожает еда
Фото: ИТАР-ТАСС За первые 7 месяцев этого года инфляция в России, по данным Росстата, составила 4,5%, наполовину ее рост произошел за счет подорожания продовольствия.
К примеру, стоимость картофеля в среднем по стране увеличилась на 60%, а в Орловской, Калужской, Тульской, Смоленской областях и в Москве картофель подорожал в 2-2,5 раза. Еще выше выросла цена на капусту: в среднем по стране она подорожала в 2,5 раза, в Москве — почти в 3, а в Вологодской области так и вовсе в 4 раза.
Источник: Росстат
В самом Росстате такие колебания цен на плодоовощную продукцию объясняют сезонностью и прогнозируют снижение цен осенью. Тем не менее динамика изменения цен прошлых лет показывает, что традиционно овощи дороже всего весной, а с мая цена снижается. В 2011-2012 годах летнего падения цен не произошло: с осени прошлого года корнеплоды дорожали постепенно, перейдя к стремительному росту с апреля 2012. В среднем по стране, по данным Росстата, овощи подорожали за последние 7 месяцев на 76%.
Иван Стариков, экс-глава комитета по аграрно-продовольственной политики Совета Федерации:
"Главная проблема состоит в том, что в этом году на всех биржах были зафиксированы очередные максимумы цен из-за неурожая. Причем не только в России, но и в США — там засуха, сильнейшая с 1956 года. Поэтому цены на бушель зерна (около 35 л — PublicPost) на Чикагской зерновой бирже — в том числе и бушель пшеницы, кукурузы, сои — приближаются к своим историческим максимумам. И это поднимает всю планку цен на продовольствие во всем мире. В России ситуация усугубляется проблемами инфраструктурного характера.
К примеру, в Москве, которая потребляет в год около 12 млн тонн продовольствия различных видов (это 600 вагонов ежедневно), до сих пор нет ни одного серьезного оптово-распределительного центра, который бы формировал партии продуктов, составляющих продовольственную корзину и расфасовывал их в ночное время, как в Париже. У нас проблема в логистике, точнее — в ее отсутствии. По моим оценкам, эти проблемы вместе с ситуацией на мировых рынках добавляют к цене продовольствия 25-30%".
В отличие от продовольствия, цены на промышленные товары выросли не так сильно. Бензин подорожал в среднем по стране на 1,5%. При этом самое серьезное увеличение цены — на 11% — было на Чукотке, где цена АИ-92-93 в июле достигла 45 рублей за литр, что в два раза выше стоимости топлива в Кемеровской области (23,42 рублей за 1 л) и даже в Москве (27,48 рублей). В Сахалинской и Иркутской областях, а также в Дагестане, Чечне и Тыве бензин подешевел от 4 до 6,5%. Лекарства подорожали на 4,5%, при этом валидол — более чем на 40%, а анальгетики в среднем — на 10%, что на общую инфляцию почти не повлияло.
Михаил Мулгачев, старший аналитик группы компаний "ОМТ-Консалт":
"У нефтяных компаний есть достаточно весомое оправдание росту цен: с 1 января акциз вырос более чем на 2 тысячи рублей за тонну топлива. С 1 июля размер акциза, в зависимости от качества топлива, колеблется от 7 до 8 тысяч рублей за тонну, другими словами, доля акциза в стоимости бензина составляет менее 7 рублей на литр. Кроме этого, нефтяники заявляют, что работают не выше инфляции и что у них растут расходы на НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы), модернизацию.
На мировых рынках цены падали с конца 2008-го по апрель 2009-го — тогда и у нас оптовые цены упали, хотя розничные практически не изменились. Нефтяники это объясняют необходимостью отбить убытки на рознице. Первую половину этого года цены на нефть на мировых рынках были очень высокими, и упали они совсем недавно — до уровня октября прошлого года. А в целом — все сходятся на том, что цены на топливо все равно будут потихонечку расти: у российских нефтяников маржа высокая, раза два выше, чем у западных.
Из положительных для потребителя моментов могу отметить улучшение качества топлива. Правительство ввело дифференцированный акциз: на топливо стандарта "Евро-5" он несколько снизился, а "Евро-3" — подорожало, поэтому многие компании объявили о переходе на более высокий стандарт качества".
Самый значительный рост цен на рынке услуг был связан с ростом тарифов железнодорожных услуг, которые с декабря прошлого года поднялись на 23%. Тем не менее на инфляции это сказалось незначительно, в отличие от, казалось бы, скромной индексации в пределах 6% тарифов ЖКХ-услуг, которая обеспечила более 10% всего роста цен.
При этом сами тарифы различаются в разы в зависимости от регионов. К примеру, в июле самым дешевым горячее водоснабжение было в Ингушетии (134,97 рублей в месяц с человека), а самым дорогим — на Камчатке (959,09 рублей в месяц с человека). В то же время больше всего за электроэнергию платили в июле москвичи (402 рублей за 100 кВт•ч), меньше всех — жители Иркутской области (72 рублей за 100 кВт•ч).
Дмитрий Бурец, экс-глава управляющей компании "Современный дом":
"На самом деле, у нас тарифы по ЖКХ абсолютно экономически не обоснованы, поэтому от чего зависят цены — сказать сложно: от сложившейся системы затрат. Как получилось когда-то давно, так и идет, а потом все это безобразие индексируется. Разница в тарифах по регионам также сложилась исторически, и никакой реальной основы под собой не имеет.
Рост цен на тепло напрямую зависит от стоимости энергоносителей: газ поднимается, электроэнергия. Все это, при желании, вполне можно было бы регулировать. В тарифе на тепло порядка 75% — это стоимость газа и электричества, остальные 25% — это прибыль компаний, с которой они живут и могут себе там еще что-то тихо воровать.
Президент говорит о том, что у энергосбытовых компаний есть сверхприбыли — лишнее подтверждение того, что тарифы экономически не обоснованы. Там маржа такая заложена, что мама не горюй, и они еще задирают. Еще одно звено в цепи — управляющая компания. Если управленцы — сравнительно честные люди (совсем честных у нас не бывает), то это еще 10% они зарабатывают на том же тепле".