СМИ: о "разоблачениях РПЦ" диакона Баранова

Открытое письмо диакона Сергея Баранова Патриарху Кириллу, в котором он в знак протеста против «неправосудного приговора в отношении Pussy Riot» объявляет «о своем полном и безусловном разрыве отношений» с РПЦ и просит «о снятии с себя священного сана», наделало много шуму в СМИ, сообщают Аргументы.ру.
Издание отмечает, что блоггеры стали выяснять, кто именно этот диакон, и ставли известны детали, которые несколько снизили пафос тамбовского демарша.
Во-первых, выяснилось, что священнослужителем Баранов все-таки не является. В своём блоге в Facebook диакон поясняет, что был рукоположен в сан в 1994 году, но в 2003 году был «почислен за штат с правом перехода в другую епархию, коим не воспользовался».
Издание поясняет, что, даже если не брать во внимание, что диаконы лишь помогают священникам, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут, «почисление за штат» говорит о том, что такой клирик, оставаясь в лоне церкви, вообще лишается права участвовать в службах и таким образом заниматься своей профессиональной деятельностью. При этом за штат отправляют, как правило, либо по старости (явно не тот случай), либо за серьезные проступки, «несовместимые с выполнением наложенных на священнослужителя обязанностей».
Таким образом, Сергей Баранов уже почти 10 лет является служителем Русской православной церкви лишь по формальным признакам.
Издание отмечает, что в его Facebook-е до начала августа идут достаточно редкие записи. Начиная же с августа этого года 95% записей в журнале посвящены процессу над Pussy Riot. По информации Аргументы.ру, блогеры пришли к выводу, что его письмо - не уникальный текст, а «микс», составленный из колонки обозревателя «Эха Москвы» Антона Ореха, поста Светланы Горячевой и программы Николая Сванидзе. В интервью «Русской службе новостей» г-н Баранов подтвердил подозрения блогеров, рассказав, что действительно использовал тексты указанных авторов при составлении своего письма, послушавшись совета «одного очень хорошего друга». По словам Баранова, первоначальный вариант его письма был «наполнен богословским содержанием», поэтому, чтобы избежать неверных толкований, было принято решение донести его мысли до окружающих более светским языком.
Издание отмечает, что остаётся только догадываться, что это был за «неизвестный друг». Сам Баранов его не называет.
Таким образом, сам факт письма оспаривать не возможно, но говорить на примере письма заштатного диакона о каком-либо расколе в РПЦ и «появлении честных священников», готовых оставить сан в знак протеста против приговора Pussy Riot, и решивших рассказать миру «всю правду», по меньшей мере, преждевременно, заключает издание.