Дата
Автор
Михаил Шнейдер
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Учитель должен влюбленным голосом рассказывать о предмете"

Фото: ИТАР-ТАСС

С 1 сентября в российских школах ученикам четвертого класса начнут преподавать "Основы религиозных культур и светской этики". По выбору родителей школьника будут обучать по одному из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики".

PublicPost поговорил с представителями православной и мусульманской религиозных конфессий о том, как обучали учителей и что теперь ждет школьников.

Андрей Кураев, диакон, профессор Московской духовной академии

Церковь будет контролировать, как идет обучение детей по предмету?

Это прежде всего долг родителей. Пресса будет обращать внимание, Общественная палата тоже должна. РПЦ будет проверять с помощью опросов родителей, возможно, будет анализ сопроводительной литературы и учителей. Когда писали модули, была договоренность, что авторы читают друг друга. Мы предусмотрели ситуацию, если учебник по мусульманской культуре попадет в руки иудейскому мальчику, чтоб его в этой книге ничего не царапнуло. С психологами советовались.

Как обучали учителей, которые будут преподавать "Основы религиозной культуры"?

Этим вопросом занимались несколько образовательных центров. Московский центр приглашал педогов-тьюторов со всех регионов России, их обучали в течение 70 часов на протяжении 10 дней. Им пробовали рассказать об этом курсе. Рассказывали плохо: изрядная часть курса была посвящена методикам, точно так же можно о каком угодно предмете рассказывать. На материал курса отводится очень мало времени: например, по православной культуре — всего одна лекция. Учителя получили неприлично мало знаний. Это тьюторы, они же будут потом рассказывать то, что узнали, другим учителям. Они же получат просто гомеопатические дозы предмета религиозных культур. Полагаю, будет очень трудно, и проблем будет масса. Надеюсь, что после первого шока учителя поймут, что у них есть возможность интересно работать. Я надеюсь, проснутся педуниверситеты и откроют специальность по этому предмету.

Может один и тот же преподаватель читать все разделы предмета?

Позиция Минобразования такая: каждый преподаватель должен быть готов преподавать все шесть модулей предмета. Это абсолютно нормально. Когда изучается русская литература, Достоевский и Толстой не более близки, как христиане и буддисты. Умный педагог должен добиться понимания, обязан привить любовь к предмету, независимо от его личного отношения. Учитель должен влюбленным голосом рассказывать о предмете. Может быть, после окончания урока он пойдет зубы чистить, но на уроке он должен восхищаться. Не надо сухой бухгалтерии. Надо избегать сухой интонации проповедника. Нужно понимать, что это не просто веление президента. Детишкам это важно. Нужно понимать, что этот материал тебе интересен. Главное то, что учителям это интересно, я это вижу.

Я лично рад тому, что в проект вовлекли обычных учителей, а не людей с теологическим образованием. Сейчас у многих учителей после 20 лет работы — мозоли на языке. А тут — новый предмет и повод для профессионального роста.

Марат Хазрат Муртазин, руководитель московской мусульманской общины "Милость"

Мусульманская община будет контролировать, как идет обучение детей по предмету?

Что там контролировать? Известно, что никаких миссионеров от любых конфессий не будет на уроках. Когда Минобразования принимает программу, например, по биологии, то советуются с биологами, а потом никаких биологов не приглашают, чтоб они проверяли учебный процесс.

Как обучали учителей, которые будут преподавать "Основы религиозной культуры"?

Православные, я знаю, говорили, что подготовили много преподавателей. У мусульман сил меньше. Я считаю, что программа не выдерживает никакой критики. Учителей готовили слабо и поверхностно.

Может один и тот же преподаватель читать все разделы предмета?

Когда я учился в школе, учитель литературы рассказывала про "Слово о полку Игореве". Она была православная и постоянно акцентировала внимание на религиозных моментах. Сейчас я думаю, что преподаватели будут миссионерами в школах, потому что большинство педагогов в России — православные. Учителя не смогут абстрагироваться. Когда учителя будут говорить про ислам, наверняка всплывут темы терроризма. В то же время про Pussy Riot будут умалчивать.

Мой ребенок идет в первый класс в этом году. У нас есть своя школа религиозного образования — медресе, где дети учатся четыре года. Мой ребенок к четвертому классу образовательной школы будет кое-что знать о своей религии. Думаю, что я выберу другой модуль предмета для своего ребенка, чтобы он получил разносторонние знания.