Заповедник робкого протеста
В самом начале из толпы людей, ожидающих хеппенинга, соткались двое другороссов с баннером в руках. За считаные секунды растянули его — на черной ткани белым скотчем «Свободу Таисии Осиповой». Трое активистов в футболках с аналогичной надписью уселись перед транспарантом на асфальт. Демонстранты мгновенно оказались в кольце сочувствующих, фотографов, телеоператоров. Спустя десять секунд вокруг этого кольца сомкнулось второе — из омоновцев.
С надрывом закричал в мегафон свои требования полицейский — разойтись и не мешать проходу граждан. Потом ОМОН получил отмашку, и оппозиционеров по одному повели к автозаку. Спустя 15 минут всех активных протестующих задержали. Как и в прошлый раз, месяц назад, и в позапрошлый, три месяца назад, и т. д.
Хотя на площади уже ничего и не происходит, опер в штатском усердно продолжает снимать на камеру с галереи второго этажа Гостиного двора. Бродит по крыше дома напротив полицейский, выдавая себя торчащей из-за фронтона фуражкой. Ходят по кругу, не уставая здороваться с теми из знакомых, с кем еще не успели, человек 150 сочувствующих и журналистов.
Постепенно площадь снова оживает. Но не другороссовской, а более безобидной жизнью.
На акцию за свободу собраний решила прийти старушка, ведущая ожесточенную переписку с губернатором. Из полиэтиленового пакета «Стокманн» она достает кипу бумаг. И громко, как с трибуны на митинге, начинает рассказывать окружившим ее фотографам о незаконно выкупленном в ее доме подвале. Вот — распечатка закона, вот — ее письмо губернатору, вот его ответ («Взгляните на печать!»), перебирает принесенные бумаги бабушка.
Молодой человек достает из рюкзака Конституцию. Неся ее перед собой, как икону, только не двумя руками, а одной, он начинает обходить площадь. Еще месяц назад он приходил просто постоять.
Женщина с небольшим плакатиком, на котором написано «Путин г…», располагается по центру. А старушка с транспарантами и картиной «Ксенофонтова дорога к храму Рождества Богородицы» скромно встает с краю. Удовлетворив любопытство фотографов, отходит еще дальше, к рекламному щиту.
Такое ее поведение абсолютно не удивительно. Старушка с плакатами всегда ведет себя скромно. И всегда стоит именно на этом месте у рекламного щита, за которым всегда прячется колонна омоновцев. Мужчина, у которого всегда не менее пяти плакатов, месяц назад не заинтересовал полицейских и целый час просидел на асфальте, пока сам не ушел. На этот раз его задержали в самом начале. А вот старушка с незаконно выкупленным подвалом в проекте новичок — раньше на таких мероприятиях она замечена не была.
Постепенно «Стратегия-31» превращается в какой-то телесериал, идущий по ТНТ.
Олег МУХИН