Шпион, выйди вон
Фото: ИТАР-ТАСС Госдума приняла в первом чтении закон, по которому стало проще изменить родине. Раньше виноват был только тот, кто разгласил гостайну. Теперь виноват и тот, кто ее услышал. Закон, разработанный ФСБ, не новый — его уже вносили на рассмотрение Госдумы в 2008 году. Но тогдашний президент Дмитрий Медведев заблокировал его принятие. На этот раз, считают эксперты, у закона есть все шансы быть принятым.
21 сентября Госдума единогласно приняла в первом чтении внесенный правительством законопроект, по которому уголовником становится тот, кто незаконно получил сведения, составляющие гостайну. Кроме того, в законопроекте есть поправка к ст.275 УК, где уголовным преступлением будет считаться "оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной, либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации".
Закон касается всех, у кого есть доступ к гостайне — это чиновники, сотрудники стратегических предприятий (то есть вся добывающая отрасль), сотрудники ВПК. Он может касаться даже статистических ведомств — по российским законам статистическая информация может носить стратегический характер. Скажем, количество посевов может в случае войны что-то сказать врагу.
Раньше изменить родине можно было только разгласив гостайну. Теперь изменником можно стать, если ты, без допуска к гостайне, ознакомился с ней. Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru, посвященного проблемам спецслужб и разведки, приводит пример: "Есть, скажем, закрытый институт, где у некоторых сотрудников допуск к гостайне. Вдруг ФСБ узнает, что гостайна утекла в США. По нынешнему закону за решетку попадет только тот, кто имел допуск к гостайне и разгласил ее. По новому закону вместе с ним сядут все, кого он знакомил с ней. То есть количество тех, кто может попасть под статью о госизмене, становится в разы больше".
Впрочем, Солдатов считает, что если закон будет принят, резкого увеличения количества уголовных дел не будет: "ФСБ не заинтересовано в том, чтобы сажать много людей в тюрьму, они заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей держать под колпаком. Законопроект именно это позволяет". Дело в том, что по новым поправкам госизмена перешла бы из разряда преступлений средней тяжести в тяжкие преступления. По внутренним правилам ФСБ, при расследовании тяжких преступлений куда легче получить санкцию на ведение слежки и прослушки.
По мнению Солдатова, поправка к ст.275 УК об оказании помощи иностранному государству и международным организациям, направленной против безопасности России, приведет к большей самоцензуре. "Никто не понимает пока, какое консультирование считается наносящим вред, а какое нет. Когда все непонятно, все опасаются, что это может быть применено против них. Это ухудшит климат среди экспертного сообщества. Для любого экспертного сообщества важны контакты с зарубежными коллегами", — говорит эксперт.
Законопроект уже вносился на рассмотрение госдумы в 2008 году. Но тогдашний президент Дмитрий Медведев заблокировал его, поскольку билль получил резкие отзывы. "Глава государства внимательно отнесся к мнениям, которые были высказаны по этому поводу в СМИ и обществе в целом", — пояснил тогда решение президента Владислав Сурков, занимавший пост первого зама руководителя кремлевской администрации.
"Сейчас налицо тенденция к изоляционизму, к восприятию всего, что извне, рискованным. Совершенно понятно, почему решили вернуться к этому законопроекту. Думаю, он будет принят с минимальными поправками на скорую руку", — считает политолог Евгений Минченко.