Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Список Pussy Riot: "чтобы не думали про Ближний Восток"

Фото: Коммерсант

Адвокаты осужденных участниц панк-группы “Pussy Riot” создали список по аналогии со "списком Магнитского", он же “список Кардина”, и намерены лоббировать его в США.

"Наш ответ - "список Pussy Riot"! Нарушители прав человека в России не будут развлекаться на "растленном" Западе. Визовая диффамация! Мы с этим справимся", - написал в твиттере адвокат Марк Фейгин.

До предложения Фейгина активно обсуждалась возможность запрета на въезд всем, кто позволяет себе гомофобные высказывания и участвует в запрете на проведение гей-прайда. С инициативой такого списка выступал основатель правозащитного проекта GayRussia.Ru Николай Алексеев.

PublicPost разбирался кому нравятся такие списки, а кому - нет.

Дмитрий Аграновский, адвокат:

“Любой человек на территории России может подобный список составить. Никакого состава преступления или давления на суд и следственные органы в этом нет. Найдется много осужденных, которые с удовольствием напишут подобный список. Но дело всё в том, что это не то чтобы не действенный метод давления, а с большой вероятностью вызовет обратный эффект и к подзащитному, у которого итак ситуация тяжелая. Кроме обвинений добавиться личная неприязнь. И всё. Больше никакого результата не будет. Надеяться на реакцию Запада совершенно не приходится, тому есть примеры – дело Ходорковского, дела национал-большевиков. Да кого угодно! Дело по 6 мая. Заметили только Pussy Riot, но это уникальное дело. Если бы речь шла не о церкви, никто бы не заметил, ни Мадонна, ни сэр Пол Маккартни. Я лично такие списки составлять не буду. Куда более эффективно – обращение в Европейский суд по правам человека. Потому что этот суд имеет непосредственные механизмы принуждения, в отличие от Европарламента, который может принять сто резолюций, не имеющих никакой силы”.

Адальби Шхагошев, депутат от “Единой России”, член Комитета Госдумы по международным делам:

“Реагировать на эти списки надо спокойно, ни в коем случае не поддаваться на провокации. Самый главный вопрос, зачем вообще они их составляют? Дело в том, что Россия возвращается на мировую арену как очень сильный игрок. А показывать и доказывать вот так вот, что США влияет на ситуацию во всем мире - это в их правилах. Загнать в угол нашу страну не удастся. Мы сможем и ответить. А что касается ситуации с этими девицами, со списком Магнитского и небезызвестной резолюции Европарламента, здесь надо посмотреть, каков будет второй шаг и насколько солидно, они собираются с нами разбираться. А так, они просто показывают своему обществу, что они заправляют ситуацией в мире. Их списки - это дешевые попытки отвлечь от ситуации на Ближнем Востоке, где сейчас тысячи людей погибают, взрываются, мини-революции происходят в мусульманских странах. Ведь они, США, эту кашу всю заварили! Мы должны понимать, что дело не в списках, а в тех вещах, которые указывают на приближение гражданской войны на всём Ближнем Востоке. К большому сожалению, именно из-за действий США.

В ситуации с этими списками Россия ведет себя, на мой взгляд, достаточно адекватно. Хотя есть некоторые спикеры, которые спешат и хотят заняться «обменами ударов». Мы с коллегами по комитету, с Алексеем Пушковым, обсуждали резолюцию Европарламента - решили не реагировать. Во-первых, мы там не представлены, во-вторых все, о чем они говорят, ни на чем не основано, это не результат серьезного анализа или экспертных оценок. Эта резолюция – абсолютно надуманная и несерьезная. Зачем нам доказывать, что черное это белое или наоборот? Некоторые члены нашего комитета говорили, что на список Магнитского надо ответить своим списком, но мы убедили, что надо дождаться второго шага. Вот этот список вроде представили, но никто не знает фамилий из него. Они не были объявлены. А потом появилось заявление, что нет никакого списка. Поэтому об этих списках говорить рано. Когда будут конкретные фамилии и резолюции по ним со специальными ограничениями, тогда и будем говорить”.

Владимир Бурматов, депутат от “Единой России”:

“С точки зрения международного сотрудничества никогда подобные списки не шли никому на пользу. Ни тем, кто их составлял, ни тем против кого их составляли. Это конечно инструмент давления на людей, ответственных за принятие решений здесь. Список Магнитского никакого отношения не имеет к Магнитскому, так же как и список Pussy Riot не имеет к ним никакого отношения. Для того, чтобы составить список Pussy Riot, для начала надо запретить ввоз мороженной курицы в Россию. Вот мы посадили неких засранок за хулиганство, и теперь вот составили списочек, но кого вы этим испугаете? Убил один кретин двух женщин, написал свободу Pussy Riot, теперь и за него список составьте. Что, за убийство будет нельзя сажать? Это же идиотизм. Но мы отойдем от этой практики списков, потому что как только настанет время обсуждения серьезных вопросов, таких как ВТО и другие, все это забудется.

Вся эта история со списками – глупая. Список Магнитского, например, в отношении меня хотели применить после того, как я поучаствовал в принятии закона о некоммерческих организациях в России. И это несмотря на то, что такие же законы об НКО действуют во Франции, Израиле и США (о том, что такое сравнение некорректно заявляли Международные правозащитные и общественные организации, прим. ред. PP). Посмотрите, где Магнитский, где я и где НКО! Список Магнитского вообще странный, его никому не показывают, однако говорят, что его будут еще дополнять. Там находятся люди, которые вообще к Магнитскому отношения не имеют, например Чуров, который говорил, что себя там обнаружил (председатель ЦИКа Владимир Чуров в интервью телеканалу "Дождь" назвал "почетным" попадание в "список Магнитского", при этом официальный список не опубликован, а в списке составленном Hermitage Capital его нет - прим ред. PP). Когда диалог между странами переходит в разряд обсуждения списочков это плохо. Ведь есть темы, которые действительно надо обсуждать – ПРО, поправку Джексона-Веника, даже проблема с Бутом, тут есть о чем общаться. А списки переводят общение на упрощенный и выхолощенный формат.

Давайте оставим вот эти вот разговоры по спискам таким персонажам как Ромни, Маккейн, которым дай волю, и они всех включат в список и обнесут Россию колючей проволокой и разместят сразу за ней ракеты, которые будут направлены на нас”.

Геннадий Гудков, политик, бывший депутат Госдумы:

В связи с тем, что Россия перестала уважать каноны права, составление списков , к сожалению, – это правильное действие. Мне искренне жаль, что я вынужден так говорить, но с одной стороны Россия заявляет о том, что она готова стать надежным партнером европейским странам, а с другой она вот так вот плюёт на точку зрения Европарламента, Парламентской ассамблеи стран Европы и Совета Европы. Если вы не хотите интегрироваться, если не хотите стать частью европейской элиты, раз вы хотите управлять по-азиатски и делать диктатуру вместо правового государства, так живите в нём! Не надо надевать смокинги и прикидываться цивилизованными людьми. Если азиаты, то и живите в своей Азии. Чего тогда обижаться-то? Списки и запрет на въезд – это очень действенная форма, к сожалению. Российская элита привыкла править по-азиатски, а ездить отдыхать, рожать детей, лечиться и хранить деньги в Европе и США. Тут надо либо крест снять, либо трусы надеть. Одно из двух.

Лев Пономарев, исполнительный директор движения "За права человека":

“Если закон будет принят с открытой позицией в Конгрессе Соединенных штатов, что можно будет добавлять в список всех, кто нарушает права человека, я за. Но этот список надо конечно расширять, но подходить к этому ответственно.

Я не думаю, что по каждому процессу нужно составлять свой список из 20 или 30 человек. Необходимо централизовать этот поток, иначе сами американцы с этим не согласятся. Принятие подобного списка в США и Европе обязательно повлияет на положение вещей в России”.