Власть — отдельно, дальнобойщики — отдельно
Российская власть долгие годы заявляла о своей заинтересованности в развитии гражданского общества. Но как только это общество стало подавать первые признаки жизни, началась кампания по "закручиванию гаек", совпавшая с возвращением в президентское кресло Владимира Путина.
Оправданием волны ликвидации демократических институтов в середине нулевых стали события в Беслане. Теперь "пугалкой" стало столкновение демонстрантов с полицией на Болотной площади 6 мая. Нечто подобное (и даже покруче), происходящее в других странах, едва ли не каждый день нам демонстирует государственное телевидение. Однако в других странах это не объявляется угрозой государственности и общественной безопасности. Но у нас путинский режим настолько сросся с государственной машиной, что критика ВВП и тем более мирные массовые акции с требованием его отставки воспримаются властями как измена этому самому государству и чуть ли не терроризм.
Последние недели и месяцы принесли немало примеров того, как федеральные власти со всех сторон расставляют заграждения на пути гражданской активности, мимоходом вторгаясь в сферу интересов самых обычных людей. Думские инциативы относительно "защиты детей от информации", уже вылившиеся в отказ от издания популярных во всем мире детских книжек и демонстрации знаменитых мультиков типа "Ну, погоди!". "Борьба с разжиганием религиозной розни", угрожающая запретом на использование в Росси и популярного видеосервиса YouTube. А стремление обуздать преступность, распространение которой на самом деле коренится в коррупции правоохранительных органов, породило введение продажи билетов на межгородские электрички и автобусы по общегражданским паспортам с 1 июля 2013 года - что фактическим ограничением свободы передвижения отнюдь не преступных элементов, а самых что ни на есть законопослушных граждан, а также легальным способом получения персональных данных об их частной жизни.
Не остается в стороне от этого процесса и наша Кировская область. И если "закон о закрытой бутылке" и запреты на ночную продажу алкоголя или пребывание детей и подростков на улицах и развлекательных заведениях в ночное время, инициированные губернатором Белых, еще можно было как-то оправдать, поскольку касались интересов ограниченных групп населения, то нынешнее предложение новоиспеченного начальника кировской полиции насчет полного запрета ночной торговли уже касается всех и каждого: невозможность покупки, скажем, лекарств, может привести не только к обострению заболеваний, но и к смерти людей, которые не смогут вовремя принять необходимые им медикаменты.
При это необходимо отметить, что "президентская вертикаль", умножая свод репрессивных законов и постановлений, на глазах становится собственной имитацией - как имитацией стали большинство других государственных институтов. И если раньше ее разложение и бессилие иллюстрировалось сравнительно безобидной практикой хронического неисполнения собственных директив и программ, то теперь ее активность становится прямой угрозой для благополучия большиства граждан. Как это произшло с планами замены "летнего" времени на "зимнее". Они "взбрели в голову" верховному правителю явно некстати: без учета неизбежных в таком случае процедур - и страна "встала на уши" уже от того, что железнодорожники, не зная, состоится этот злополучный переход или нет, приостановили продажу билетов на поедезда дальнего следования, отправляющиеся после 21 октября...
Поэтому общество, пробудившееся поначалу как политическая сила, сейчас вынуждено самоорганизовываться и в других сферах жизни. Например, в сфере отправления правосудия. Широко обсуждаемый в последние дни показательный "самосуд" над дорожными рэкетирами, который устроили дальнобойщики на трассе неподалеку от Омутнинска, как раз является примером народного представления о суде - скором и справедливом. Тогда как нынешние российские суды являют полную противоположность этому представлению.