Дневник выборов. 3 октября
Вернуться в спецпроект "Выборы в США. Ликбез"
Сегодня вечером в штате Денвер состоятся первые из четырех телевизионных дебатов между Миттом Ромни и Бараком Обамой. Тема дебатов: внутренняя политика. Присуствие обоих кандидатов обязательно. В течение 90 минут за кандидатами будут смотреть 60 млн американцев. Зрителям в студии запрещено хлопать на дебатах .
Обозреватель издания Newsweek Дэвид Фридландер собрал советы экспертов по поводу того, как кандидатам нужно правильно себя вести. Для того, чтобы отстающий Ромни мог взять верх, пишет журналист, ему необходимо сделать так, чтобы Обама “задыхаясь ползал по полу и просил того о пощаде”. Президенту же Обаме стоит воспринимать нападки “как глупость”, называть его претензии лишь частью политической игры. Кроме того, Обаме стоит отводить разговор от своих неудач, называя их несущественными, и переключать его на свои планы. Журналист вспоминает случай, когда на телевизонных дебатах 2000 года кандидат Джордж Буш-младший обвинял своего противника Альберта Гора в провалах в памяти, тот в ответ молчал по несколько секунд, а потом делал громкий театральный вздох. Правда, этот пример он приводит как неэффективный.
Британское издание The Telegraph вспоминает лучшие моменты из американских президентских дебатов, которые проводятся с 1960 года:
В 1960 году на дебатах между Ричардом Никсоном и Джоном Кеннеди последний доказал, что внешний вид имеет значение. Кеннеди в отличие от своего кандидата не побрезговал косметикой и на черно-белом экране его темно-синий костюм выглядел куда эффектнее серого костюма Никсона.
В 1976 в битве между Джеральдом Фордом и Джимми Картером, отвечая на вопрос о растущем влиянии коммунизма во Франции и Италии, Форд заявил, что “никакого советского доминирования в Восточной Европе нет и не будет”.
На дебатах в 1984 году кандидат Уолтер Мондейл спросил самого старого президента в истории США Рональда Рейгана по поводу его здоровья. 73-летний политик ответил ему, что чувствует себя прекрасно и пообщел не использовать “юность и неопытность” своего 56-летнего оппонента против него. Даже Мондейл рассмеялся. Позже он признался: “в тот момент я понял, что это конец моей кампании”.