Дата
Автор
Антон Штейнер
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Зачем Турции война с Сирией

Фото: Reuters

Правительство Турции обратилось в парламент страны для получения официального разрешения на проведение военных операций в Сирии. В запросе говорится, что сирийский кризис угрожает национальной безопасности Турции. Накануне в районе турецкого Акчкале разорвался сирийский артиллерийский снаряд, погибли 5 человек. В ответ на это Турция открыла огонь по территории Сирии, погибли несколько сирийских военнослужащих. В Анкаре уверяют, что вели обстрел исключительно военных позиций.

PublicPost попросил экспертов спрогнозировать ситуацию в регионе, оценив вероятность масштабного военного конфликта между странами.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем:

"Руководство Турции, правящая элита не выдержала того курса, который она не так давно пыталась реализовать: встраивание в исламский мир в качестве одного из лидеров. Несколько лет назад между Турцией, Ираном и Сирией стали формироваться контуры союзнических отношений на базе курдской, антиамериканской и антиизраильских проблем. Затем со стороны США и, вероятно, спецслужб Израиля, были предприняты мощные атаки на этот курс, и Эрдоган и Гюль не выдержали. Они опять вошли в курс геополитики США и транснационального сообщества. Поэтому Турция стала именно тем плацдармом, на котором стала развиваться операция против Сирии.

Сегодня Обама, идя на выборы, ничего не может предложить в качестве показателя своего внешнеполитического успеха, поэтому ему важно решить проблему с Сирией, доложить американскому избирателю, что он добился изменения режима. Те изменения, которые произошли в Ливии, в Египте, в Тунисе, были дезавуированы антиамериканским выступлением и убийством посла в Бенгази. Так что турок, скорее всего, сегодня гонит именно администрация Обамы.

Скорее всего, конфликт между Турцией и Сирией, инициированный Западом, будет развиваться. Прогнозировать сложно: для этого нужно знать позицию России и Китая, как будут они, совместно с Ираном и другими странами, отстаивать принцип невмешательства во внутренние дела суверенного государства. Если Россия воспримет это серьезно и будет проявлять инициативу, а не плестись в хвосте западных обвинений и предложений, то за ней пойдет Китай и т. д. Шанхайская организация сотрудничества может сформировать миротворческие силы, посредническую миссию и работать по Сирии. Такое обращение руководство Сирии уже делало. Это будет один из вариантов развития событий. Запад и Восток уже сошлись на сирийском плацдарме, но в этом варианте будет хотя бы равенство сил.

Для Турции война с Сирией — не ее интерес. Но Турцию сломали, и она сегодня работает в русле стратегии Соединенных Штатов и мирового олигархата. Туркам вешают два проблесковых маячка, на которые страна должна идти: это прием в Европу и обещание того, что Турция станет новым родоначальником исламского халифата. Обманки повесили, хотя многие аналитики понимают, что Запад не станет возрождать исламскую Турцию и усиливать ее. Стратегия Запада — "разделяй и властвуй". Так что перспективы тут не совсем радужные".

Александр Гольц, военный аналитик:

"То, что произошло на турецко-сирийской границе, — это классический casus belli, повод к войне. Если бы были правы российские проправительственные комментаторы, утверждающие, что коварное НАТО точит зубы, когти и все остальное, чтобы получить возможность вторжения в Сирию, то альянс, конечно, этим поводом мгновенно бы воспользовался. Между тем, реальные события выглядят совершенно иначе. Вчера Североатлантический совет на уровне послов фактически ни к каким решениям не пришел. И уж точно не рекомендовал своим правительствам готовиться к интервенции. Поэтому, на мой взгляд, североатлантические коллеги по НАТО не будут поощрять Турцию к вторжению. Если что-то и произойдет, то будет создана некая буферная зона.

Анкара в войне с Сирией не заинтересована. Для того, чтобы воевать, победить и оккупировать, нужны совсем другие силы и средства, нежели те, которыми на сегодняшний день обладает сама Турция и Североатлантческий альянс в целом".

Георгий Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН:

"Я не думаю, что была бы возможна отдельная турецко-сирийская война. Скорее всего, это будет часть общей плановой многоэтапной операции, которую будут проводить Арабская лига, Турция и некоторые страны Запада с целью добиться, наконец, свержения режима Башара Асада. У нас, как правило, не пишут о возможных мотивах турок. А тут надо понять одну вещь: в течение многих столетий в этом регионе не было никаких арабских государств. Арабские страны с арабскими народами были подчинены турецкой Османской империи, рядом с которой существовала другая могущественная империя — Персидская, впоследствии ее стали называть древним именем Иран. Борьба между этими тяжеловесами шла в течение многих столетий, и она возобновилась сейчас, после того как в арабском мире возник некий вакуум. Вспомните, что было несколько десятилетий тому назад: таких людей, как Гамаль Абдель Насер, Хафиз Асад, Ясир Арафат давно нет. Нынешние руководители всех этих стран — пигмеи по сравнению с ними. Вполне понятно, что в этот вакуум несколько лет назад вошел Иран, взявший на себя роль лидера именно арабского мира в борьбе против империализма и сионизма, как они говорят. Хотя Иран — страна шиитская, а арабские страны, о которых я говорю, суннитские, я считаю, что Ахмадинежаду удалось некий подвиг совершить — преодолеть, во-первых, традиционную неприязнь персов и арабов, а во-вторых — традиционную неприязнь суннитов и шиитов. Поэтому Иран был тяжеловесом, региональным гегемоном.

И в этот момент еще один зверь появился — серый турецкий волк. Долгое время предполагалось, что Турция — это часть Европы, никто о ней уже не думал как об азиатской стране, а вот нет, они вернулись опять. И вот сейчас нам предстоит видеть столкновение двух тяжеловесов — Ирана и Турции — в борьбе за гегемонию в регионе, в борьбе за душу арабского мира. Но это не значит, что вот-вот начнется война, все будет немного по-другому.

Я думаю, что через некоторое время турки начнут действительно совершать вылазки в северные районы Сирии, положение начнет обостряться, и в конце концов турки, а также Катар и Саудовская Аравия, решат создать зону безопасности под предлогом того, что нужно дать убежище мирному населению. На самом деле там начнет консолидироваться и укрепляться армия повстанцев Свободной сирийской армии. Для нее это и будет тот территориальный плацдарм, которого до сих пор не было. Башар Асад, увидев это, обрушит свои танки и авиацию как раз на эти зоны безопасности, что в свою очередь даст возможность повстанцам обратиться к Западу с просьбой ввести бесполетные зоны по ливийскому образцу. Никакой высадки западных войск там никогда не будет, но вполне возможно, что сочетание действий Свободной сирийской армии, турецкой армии, добровольцев, которых предоставит Саудовская Аравия, плюс авиации НАТО, приведет к тому, что режим Асада зашатается. Тогда придет час Ирана вступить в войну. Иран ни за что не допустит, чтобы Башар Асад, руководитель единственной страны-партнера Ирана, был сброшен. Войдут иранские войска, а дальше уже возможны разные варианты: Хизболла, которая может вмешаться на стороне Ирана, Египет непонятно как будет на это реагировать... Так или иначе все это плохо, и Башар Асад должен это понимать. Он поставил не на ту лошадь. Это плохо кончится".