Годовщина октября 1993 в Москве. Фоторепортаж
Митинги в память о событиях 3-4 октября – совершенно особые мероприятия. В отличие от других годовщин эта – часть живой плоти истории. Разгон Верховного Совета и сопротивление граждан, на мой взгляд, одна из славных и горьких страниц истории современной России, определивших её настоящее.
1993 год стал моментом истины для демократов и коммунистов: радикальные демократы вынуждены признать, что Ельцин своим указом №1400 нарушил Конституцию, а после решения Конституционного Суда не являлся действующим президентом. После расстрела демонстрантов и простых граждан у Дома Советов и у Останкино Борис Ельцин, как когда-то цари, получил титул "кровавый".
Я с интересом прихожу на октябрьские митинги. От очевидцев тех событий можно услышать потрясающие вещи, которые не укладываются в голове теперь, по истечении почти 20 лет. Усталая женщина (и на вид не активистка какой-нибудь партии), жительница одного из прилегающих домов, рассказала мне о снайперах, которые располагались на крыше и, поджидая очередную группу людей, направляющуюся к Дому Советов, стреляла во всех без разбора.
Сторонница ДемСоюза, участвовавшая в штурме техцентра Останкино, едва спаслась от обстрела, спрятавшись за мусорный контейнер. Ещё один участник, представившийся как Виталий, историк по образованию, немолодой молчаливый мужчина с седыми усами и в очках с толстыми линзами, вспоминал адвоката Сергея Маркелова, выводящего людей из-под обстрела. Да множество историй можно услышать, придя к памятному знаку у заднего входа к Дому Советов. Много можно было бы высказать размышлений, оставлю эту тему другим блогерам, а я хотел бы попробовать передать атмосферу, показав несколько фотографий со вчерашней акции.
Акции памяти традиционно являются уделом "левых". У демократов, видимо, не хватает совести присоединяться к этим акциям. В этот раз вышла "Другая Россия", осуществившая недавно "левый поворот", Рот-Фронт, а также многочисленные осколки некогда сильного коммунистического движения: РКРП-РПК, РКРП-КПСС, троцкисты из РСД, радикальные коммунисты из РКСМ(б), анархисты.
Любопытно, что "левые" сумели преодолеть своё размежевание и освежили повестку дня. Главным транспарантом стало огромное полотнище "Свободу политзаключённым", а выступавшие много говорили о профсоюзных активистах, об активистах политических партий, оказавшихся за решёткой, об арестованных по делу о столкновении 6 мая на Болотной площади. Даже Александр Батов из РКРП-РПК, некогда напрочь отвергавший союз с лимоновцами, рассказал о провокации против активистки "Другой России" Таисии Осиповой.
Октябрьские митинги не стоит оценивать с точки зрения численности. Эти акции для многих десятков тысяч участников скорее отдушина от горя, которое им пришлось пережить. Причём, боли не только от возможности погибнуть от пули ельцинистов, но и от потери надежды на сохранение советской власти. На митинге можно было встретить людей плачущих и крепких, уже немолодых, мужчин, вставляющих в прощелины заборов и памятных щитов красные гвоздики.