Немного опасный Удальцов
Интернет-сообщество увлеклось обсуждением НТВшной заказухи “Анатомия протеста-2”, главным героем которой стал Сергей Удальцов, которого обвинили в связях с грузинскими спецслужбами, подготовке вооруженного восстания, попытке отторгнуть Калининград и других смертных грехах.
Фильм сделан, как всегда на НТВ, откровенно убого. Тревожная музыка, разоблачительный суровый голос в стиле советской пропаганды времен застоя, тенденциозная подборка кадров. В общем, воспринимать эту дешевку кроме как со смехом, просто нельзя. Фильм далеко не первый в своем жанре и, очевидно, не последний. Однако зрители разделились в вопросе, что перед нами – скрытый пиар Удальцова или, наоборот, сигнал о том, что его будут мочить по-полной.
Истинные причины появления такой ленты на центральном канале выяснить практически невозможно, слишком уж запутана, а подчас и просто шизофренична логика кремлевских манипуляторов. Однако попробуем выстроить наиболее логичную картину, тем более, что на центральных ТВ давно уже ничего не появляется без соответствующих указаний.
Для власти, спецслужб и их медийной обслуги сейчас существуют два типа оппозиционеров – немного опасные и реально опасные. Информационная политика на центральных ТВ в отношении каждой из групп различная. Первых – пытаются дискредитировать, вторых – замалчивают. Отличительная черта немного опасных: даже если эффект от их травли будет минимальным или даже обратным (рост их популярности), то ничего страшного не случится.
После неудавшегося демонтажа режима во время зимних протестов, болотно-сахарная движуха прочно перешла в категорию немного опасных. Это значит, что травить в эфире на всю страну их стало можно, не очень опасаясь за последствия.
Приватизировавшие трибуну болотных митингов либералы (Немцов, Собчак, Чирикова и далее по списку) а также близкие к ним “розовые” Гудков, Пономарев растратили кумулятивный эффект протеста. Народные массы за гламурными либералами на штурм не пойдут, а если и пойдут разок, то протест всегда можно будет увести подальше от Красной площади. Власти выгодно, чтобы именно эти персонажи ассоциировались с оппозицией, вне зависимости от оценки их деятельности. Поэтому и выходят такие вот “анатомии протеста”.
Однако затухание влияния либералов происходит и в самой структуре “Маршей миллионов”, где усиливается левая, социалистическая составляющая, что может привести к разрыву шаблона в сознании граждан. Кремлевским на руку, чтобы марши протеста воспринимались исключительно как “оранжевая зараза”, инспирированная Госдепом и беглыми олигархами. Социальные требования (бесплатное образование, отказ от ВТО, остановка роста тарифов ЖКХ) в этой картине явно лишние, поэтому информационный удар был нанесен по левым, чтобы прочнее привязать их к сатанинским проискам вашингтонского тбилиси.
Сама фигура Удальцова удобна для битья, поскольку Сергей сегодня – совершенно предсказуемый деятель, чья заезженная модель поведения (призвать, свинтиться, посидеть в ментовке) уже никого не удивляет и не воодушевляет. Ничего иного Удальцов предложить не может. Он не является ни ярким публицистом, ни выдающимся организатором, ни гениальным теоретиком. На нового Ленина ну никак не тянет.
Удальцов – это по сути лейтенант без своего взвода. Хотя он и представляется лидером “Левого фронта”, сама эта организация специфически смотрит на его роль. На Форуме левых сил в первой половине сентября Удальцова подвергли жесточайшей критики свои же собственные товарищи во главе с лидером московского “Левого Фронта” Василием Кузьминым. Услышав гневные оценки своего слияния с “белоленточниками” Удальцов покинул мероприятие. А буквально на днях из ЛФ вышел видный активист Дмитрий Талантов. В общем, количество реальных уличных бойцов, стоящих за Удальцовым, стремительно приближается нулю, остаются только медийные сторонники.
Удальцов сегодня – это такой заводила с мегафоном, каждое слово которого – лишь игра на СМИ. Участники митингов перестали верить его бесконечным призывам куда-то прорываться. Саму идею радикализации протеста он сумел опошлись, превратив героизм в показуху и фарс, рассчитанный на внимание журналистов.
Что касается реально опасных для кремлевской власти деятелей и движений, то их по-прежнему замалчивают на центральных каналах. Например, не может полноценно пробиться в эфир значительно более серьезный Алексей Навальный, еще не растерявший доверие граждан. Про него полноценную чернуху на 40 минут не покажут – испугаются, “как бы не было чего”. В провинции Навальный еще не известен большинству, поэтому ТВ препятствует расползанию информации о нем по регионам.
Еще более опасны для режима социальные и национальные протесты без хипстерской составляющей. Представляете, что было, если бы вышел сюжет о том, как пенсионер из Новосибирска повесился в здании городской администрации из-за неправильного перерасчета пенсии (естественно, повесился он за деньги Березы и Госдепа)? И что бы было, если бы вышел сюжет про полковника Квачкова, которого реально обвиняют в подготовке вооруженного восстания?
В конце концов, на том же “Марше миллионов” бодро шагала “образовательная колонна”, состоящая из работников школ, колледжей, вузов, недовольных реформой образования. Почему НТВшники не ударили по ней, просто не заметили ее? Потому что рассердить российских учителей, которые увидят данный сюжет – это куда серьезней, чем подразнить столичных поклонников Удальцова.
Кстати, ошибочно ждать особого усиления репрессий после выхода “Анатомии протеста-2”. Репрессии уже давно идут и так, без телевизионной заказухи, которая явно не первая и не последняя. И что-то мне подсказывает, что Удальцов в отличие от Квачкова выйдет сухим из воды, словив очередную порцию пиара.