Открытое письмо Соне Троценко — умнице, красавице, владелице Винзавода
Дорогая Соня, во-первых, смею тебя заверить, что отношусь к тебе очень хорошо, и что бы там дальше ни случилось, отношение вряд ли поменяю. Ты сделала важное дело, сумела вначале привлечь, а потом и работать с такими непростыми персонажами как мы: я, Володя Овчаренко, Айдан Салахова, Лена Селина и многие другие. Сумела сделать Винзавод первым успешным арт-кластером в Москве, последние два года уже самостоятельно делать интересные проекты, в том числе важный для Совриска проект "старт".
Вчера ты мне сказала, что Винзавод — место культуры и культурных развлечений, и нельзя его превращать в политическую площадку. Имеется в виду дискуссия по поводу цензуры в интернете, угрозы закрытия Ю-туба с первого ноября. Я понимаю твое стремление. Я сам, собственно, первый раз провел в своем помещении "политическую акцию" в марте, когда собрал круглый стол "зачем сажают художников?". Тогда, правда, я не понимал. что это политическая акция. Тогда мне казалось, что просто коллеги по цеху должны высказать свою позицию и по аресту панк-феминисток и по самой акции.
Я понимаю твое стремление, и я с ним солидарен. Хочется заниматься искусством. Хочется радовать почитателей, просвещать молодых хипстеров. Но... за год мы попали в новую реальность. Вот тут я пытался что-то изложить по этому поводу: http://maratguelman.livejournal.com/2998386.html,
но сейчас о другом аспекте этих изменений. О невозможности "не лезть в политику" для людей искусства. Кто бы мог подумать еще год назад, что писатель, автор утонченных романов, Борис Акунин будет вести за собой десятки тысяч людей на "прогулки"? Что Дима Быков будет выступать с трибуны, как какой-нибудь Навальный. Что предводитель хипстеров Юра Сапрыкин будет вести дебаты в координационный совет оппозиции. Что Макаревич будет писать письма Путину не о культуре, а о коррупции и неимоверных откатах? Наконец, что три девушки будут сначала заточены в тюрьму на пол года за песню, а потом приговорены к двум годам лишения свободы?
Никто.
Я понимаю, Винзавод, добившись успеха, сейчас активно встраивается в городские программы. Ты оберегаешь свое детище и, наверно, в своем праве, возможно даже на тебя давят, но неужели ты веришь, что в этой ситуации, когда люди искусства активно включились в гражданское движение, Винзавод сможет сохранить лидерство и одновременно купировать любые формы политического высказывания? Я не верю. А если завтра тебя попросят отменить вечер того же Акунина, Быкова? Выступление Шевчука или Арбениной? Выставку Йоко Оно вручившей Пусси Райот премию мира? Это ведь тоже политика.
Сегодня я получил от функционеров Винзавода письмо, которое в целом можно назвать попыткой шантажа. У них, видимо, своя логика, и им кажется, что человек на все пойдет ради теплого места. В свое время я делал презентацию книги Лимонова. Он был первым. кто не стал замыкаться в творчестве. Это сейчас он, так как критикует болотных, раздает интервью государственным СМИ, а тогда он был типа враг намбер ван. Но для меня он был писатель. Я его тоже, кстати, уговаривал не заниматься политикой. Но когда меня стали шантажировать с требованием отменить его вечер (и поверь мне, это был не неведомый мне твой функционер) а очень конкретные властные и влиятельные люди, я почувствовал что это не Лимонова мочат, а меня. И презентацию провел. (Помещение при этом было государственное. И оно еще несколько лет было моим, пока я не переехал на Винзавод).
Короче, дорогая Соня, это не мы занимаемся политикой, а она нами. Я буду счастлив, когда наступит момент спокойно сказать: мы вне политики. Мы люди искусства. Будем говорить о выставках на приеме в посольствах или у президента, как раньше. Так вот, по моему мнению дискуссия на тему цензуры в интернете — это шаг по направлению к этому желанному моменту, а не наоборот.
Всегда твой,
Марат