Австрийский парашютист готов превысить скорость звука при прыжке из стратосферы

В американском штате Нью-Мексико продолжаются приготовления к прыжку, во время которого австрийский парашютист Феликс Баумгартнер в случае успеха может стать первым человеком в истории, кому удастся превысить скорость звука в свободном падении - 331 м/с.
Для этого он за три часа поднимется на стратостате на высоту почти в 37 километров. Пока что подъем еще не начался из-за сильного ветера, сообщают «Вести.ru».
Бывший военный парашютист Баумгартнер более 2500 раз прыгал с памятников, небоскребов, вертолетов и самолетов. В июле этого года он сиганул с высоты 29 километров, разогнавшись при этом до скорости 862 километра в час, и благополучно приземлился в Нью-Мексико.
«Преодолеть скорость звука, побить рекорд Джо Кеттингера — я мечтаю об этом с детства. Если вы посмотрите вокруг, то увидите очень много людей, которым нравится эта идея, все они нацелены на успех. И, если все закончится удачно, это будет им лучшей наградой», — говорит Баумгартнер.
Джозеф Уильям Киттингер II (Joseph William Kittinger II, родился 27 июля 1928), офицер военно-воздушных сил США, 16 августа 1960 года совершил третий рекордный прыжок в рамках проекта «Эксельсиор» (Excelsior) с высоты 31 300 метров.
Раскрыв тормозной парашют для стабилизации, он почти свободно падал в течении 4 минут и 36 секунд, достигнув при этом скорости 988 км/ч (или 274 м/с), затем на высоте 5500 метров был открыт основной парашют.
Этот прыжок поставил несколько рекордов - самый высокий прыжок со стратостата, самый высокий прыжок с парашютом, наиболее долгое падение с тормозным парашютом и наибольшая скорость, достигнутая при падении.
Сам же проект «Эксельсиор» был начат в 1958 году, для того, чтобы разработать парашютную систему, которая позволила бы безопасно приземляться после катапультирования с больших высот. Тесты на манекенах показали, что при свободном падении парашютист входит в штопор с вращением до 200 раз в минуту, что может быть для него смертельно опасно.
Важность же темы катапультирования с больших высот возникла по причине создания американцами стратосферных самолетов-разведчиков, которые летали в эшелонах, недосягаемых для средств обычной ПВО, в том числе самолетов-истребителей ВВС СССР.
Френсис Беапре (Francis Beaupre), техник на базе «Райт-Паттерсон» (Wright-Patterson AFB), разработал тогда многоступенчатую парашютную систему. В нее входил маленький парашют-стабилизатор, который предотвращал неконтролируемые вращения на больших высотах, и главный парашют, который открывался на относительно небольшой высоте. Система также включала в себя средства управления открытием парашютов - таймер и альтиметр.
Гонка за рекордами в воздухоплавании началась почти сто лет назад. Одними из первых отметку в 20 тысяч метров преодолели советские стратонавты — зимой 1934 года. Экипаж аэростата «Осоавиахим-1» поднялся на 20 с половиной километров, отправил радиограмму и больше на связь не вышел.
В ноябре 1962 с борта стратостата «Волга» с высоты 25 с половиной километров совершили прыжок майор Евгений Андреев и полковник Петр Долгов. Андреев пролетел в свободном падении 24 км и благополучно приземлился, а его напарник погиб из-за того, что стекло его шлема треснуло при отделении парашютиста от стратостата. Оба стали Героями Советского Союза.
К теме прыжков с больших высот в Советском Союзе вернулись во времена программы «Энергия-Буран», когда было решено гарантировать спасение экипажа космического орбитера на любом участке его вывода.
Для спасения экипажа «Бурана» в КБ «Звезда» (разработчике практически всех отечественных скафандров и катапульт) под руководством Главного конструктора Гая Северина была разработана специальная модификация катапультного кресла К-36РБ класса «0-0» с возможностью спасения в широком диапазоне высот и скоростей, начиная от катапультирования из стоящего на старте или на ВПП «Бурана» и до скоростей 3,5 звука на высотах до 35 км.
Катапультные кресла К-36РБ были успешно испытаны с манекенами в условиях реального полета во время запусков беспилотных транспортных грузовых кораблей серии «Прогресс-38...42» на высотах отстрела их от корабля до 40 км и скоростях до 3,5 скорости звука.
При этом в скафандре была решена проблема не только перегрузок, но и возникающего от аэродинамического трения на гиперзвуке значительного нагрева его внешней оболочки.
Фото: Россия-1, US Air Force, wikimedia.org, buran.ru.