Дата
Автор
Ринат Бикмурзин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кумир или лидер?

Очевидным результатом процессов вставания с колен, возведения нестоящей вертикали, борьбы за мифическую стабильность стало отсутствие в стране масштабных лидеров. С одной стороны это хорошо — никто никого никуда не ведет тем самым не нарушает покой обывателя. С другой стороны очень даже плохо — так уж распорядилась природа, что в отсутствии общепризнанных лидеров общества развиваются как то коряво, особенно в условиях неустойчивой политической системы.

Речь не о кумирах, вызывающих восхищение ограниченного числа впечатлительных фанатов, а о лидерах, побуждающих людей к изменениям и способных возглавить движение к этим изменениям.

Один социальный психолог, к которому отношусь с уважением, называет три обязательных качества политического лидера: интеллект, общительность на социальном уровне, сексуальность, которые придают обаяние их обладателю. Однако вряд ли этого достаточно для лидерства в России. Уверен, что обязательное качество лидера — это способность принимать риски. Без принятия рисков невозможны политические изменения.

Прошедший год показал, что известные оппозиционеры оказались мелки для исполнения роли политических лидеров в стране с неустоявшимися демократическими традициями. Они зациклились на заявлениях о том, на что они не пойдут, вместо того, чтобы разъяснять на что и ради чего они готовы идти. Еще хуже, что они беспрестанно твердили, что не хотят революции. Чем бы эти заявления ни мотивировались, они ясно продемонстрировали, что оппозиционные деятели сами боятся действительных изменений, ответственности за власть и не готовы к рискам. Все это в совокупности выдало их политическую несостоятельность. Их приверженность к мещанскому благополучию оказалась выше амбиций на пути к власти, поэтому предел их политического горизонта - регистрация аморфной партии и депутатское место.

Вместе с тем среди оппозиционеров есть две личности, заслуживающие, на мой взгляд, отдельного внимания. Это Э.Лимонов и А.Навальный.

Э.Лимонов — интеллектуал, последовательный политический деятель, личность с ярко выраженной системой ценностей. Последнее очень важно с учетом того, что позволяет прогнозировать поступки человека в будущем — во времени, для которого законы еще не написаны. Конечно, Лимонов обладает качествами незаурядной личности. Однако это вовсе не означает, что они понятны и привлекательны для широкого обывательского слоя. Когда говорят, что власти не боятся Лимонова, говорят правду, только при этом неверно расставляют акценты. Власти не боятся не Лимонова, а не боятся того, что российские граждане массово пойдут за Лимоновым. Власти уже изучили свой непорочный народ — этот народ в большинстве своем сильно обмяк, привык к иждивенчеству и вовсе не желает принципиальных изменений. Прямолинейность Лимонова не для них, так как предполагает принципиальность и ответственность. А эти черты чужды российской культуре. В России не любят приниципиальных и ответственных.

А.Навальный — интересная личность, но пока с неясными целями. На сегодня он тянет на кумира, у которого есть сетевые фанаты, но вряд ли есть реальные многочисленные последователи, без чего не становятся политическими лидерами. Но может пока так и нужно, ему видней. В качестве кого и как позиционировать себя в дальнейшем решать самому Навальному.

Потенциальные лидеры могут быть и в околовластной среде. Кажется, некоторые начали были даже робко выдвигаться, однако резко задвинудись обратно. Думаю, это произошло по двум причинам. Во-первых, они лучше других знают возможности власти и заранее видят многочисленные препятствия для своей успешной политической деятельности. Во-вторых, они не забывают о том многом, что могут потерять. Избыточная предусмотрительность и обременность материальными благами являются ограничениями для политического лидера в российских условиях.

В утешение всем перечисленным следует отметить, что лидеров нет и в существующей власти. Есть формальные государственные деятели, но лидеров нет. Нет не только общенационального лидера, но нет даже лидера московского масштаба. Кажется, и не предвидится. Ничто не указывает на то, что существующая система обладает доверием общества и возможностями, позволяющими выдвинуть яркого и привлекательного для большинства лидера.

Я не буду останавливаться на масштабных личностях вроде М.Ходорковского, рассмотрение которых неизбежно выльется в отдельную тему.

Таким образом, фактическое политическое поле России свободно от неформальных политических лидеров. Оно требует заполнения — в стране должны быть личности, обладающие подлинным признанием, опираясь на которые можно обеспечивать устойчивость и управляемость общества в сложных социально-экономических и общественно-политических условиях. Кем будет занято это поле?

Я думаю, ожиданиям людей более всего будет отвечать лидер, выдвинутый из неэлитарной среды. Таковые обладают рядом преимуществ: не слишком далеко видят, чтобы бояться состязаться за власть, не привязаны к мещанским благам, чтобы бояться потерять их, не обременены пороками существующей элиты, чтобы бояться ответственнности перед обществом, не связаны понятийными условностями, чтобы быть в долгу перед существующей властью. Все это делает их свободными в своих действиях и привлекательными для граждан.

По всей видимости, в ближайшем будущем лидеры нарисуются, но не из числа нынешних претендентов на эту роль.