Дата
Автор
Андрей Демидов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Правдолюбцы не нужны

Андрей Демидов — один из тех преподавателей, которые подписали обращение к своим коллегам — работникам избирательных комиссий. В обращении сказано, что любой преподаватель, на которого давят и заставляют участвовать в фальсификациях, может рассказать об этом, и ему обязательно помогут.

На прошлые думские выборы мы опубликовали такое же письмо, в котором также был призыв не поддаваться на давление и жаловаться нам. Мы в свою очередь будем стараться предоставить максимальную защиту и огласку, будем готовы оказывать информационную, юридическую и моральную поддержку. Мы сотрудничаем с "Гражданином наблюдателем", и преподаватель сможет позвонить им на горячую линию и сообщить о нарушениях. Во время прошлых выборов обращений как таковых не было, хотя постфактум выяснилось, что фальсификации были и со стороны учителей в том числе. Самый известный случай, когда преподаватель отказался от фальсификации — это, конечно, Татьяна Иванова из Питера.

Про преподавательское сообщество можно сказать, что оно довольно консервативное, инертное и возрастное. При этом оно очень четко реагирует на общественное мнение, на то, какая у него репутация. К сожалению, репутация эта упала. И в не в последнюю очередь потому, что после последних выборов тема преподавательских фальсификаций получила очень большой резонанс. Даже если фальсифицирует 1% педагогов в России, удар по репутации получают все. Я знаю, что подписаться под нашим обращением рискнет не каждый, но я знаю, что большинство нас поддерживает.

По собственным наблюдениям и рассказам знакомых могу сказать, что в избирательные комиссии идут либо люди, которые ищут наживы (речь даже не о взятках, а о том, что там в принципе платят), люди, которые хотели бы заработать хорошую репутацию в глазах директора или даже получить какое-то повышение. Очень много молодых ребят. Но я их понимаю — они ищут любую подработку на стороне.

Меня в избирательные комиссии не зовут, я был только наблюдателем. Потому что формирование комиссии происходит из тех задач, которые нужно решать. Не хочу сказать, что все председатели комиссий — преступники или люди, склонные к преступности. Но людей, которые способны создать проблемы, людей с репутацией правдорубов и правдолюбцев, туда не зовут. Преподаватели, которые подписали это письмо — это люди, известные если не своими политическим взглядами, то готовностью отстаивать свои права и права других. Но среднестатистический учитель вообще старается держаться от этого всего подальше, потому что не чувствует в себе силы бороться и лезть на баррикады. Всегда есть возможность под тем или иным предлогом отказаться от "чести" быть членом избирательной комиссии.

Пример Татьяны Ивановой вдохновляет далеко не всех. Ее не восстановили на прежнем месте работы (хотя она и сама не хотела, потому что морально тяжело работать под началом человека, который тебя выдавил). Она находится под угрозой штрафа, а походы в суды очень сильно треплют ей нервы. Кто-то обращает на это внимание и думает: зачем мне это надо? Зачем лишаться работы и потом иметь столько проблем? С другой стороны, когда мы недавно с ней виделись, она чувствовала себя очень бодро, все-таки говорить правду легко и приятно, а быть соучастником преступления — неприятно и опасно. У Татьяны Ивановой все хорошо, одна страница жизни закрылась, началась другая, но хочу подчеркнуть — это страница вне школы. Система оказалась сильнее и выдавила человека. Так, конечно же, быть не должно.