За документальным кино — в Пермь
Фото: Вероника Комарова/PublicPost Пермь продолжает претендовать на звание новой культурной столицы России. Не успел фестиваль театра и кино «Текстура» объявить своих победителей, как на очереди уже другое громкое событие - пятидневный международный фестиваль документального кино «Флаэртиана».
«Флаэртиана», названная в честь американского режиссера Роберта Флаэрти – это единственный в России подобный фестиваль, отвечающий международным стандартам – здесь представлены фильмы из разных стран мира, кино показывают одновременно на нескольких площадках города, оценивает картины международная команда жюри, а после показов проводятся лекции, обсуждения и встречи с режиссерами. Все как на лучших столичных фестивалях - редкое концептуальное кино “не для всех” на большом экране и с субтитрами, в зале сидит молодежь в узких джинсах и роговых очках, а после сеансов кино бурно обсуждается в курилке перед кинотеатром.
Почему единственный в России фестиваль документального кино мирового масштаба проводится в Перми? На открытии “Флаэртианы” PublicPost задал этот вопрос Павлу Печенкину, директору фестиваля и по совместительству члену совета по культуре при губернаторе Пермского края. Он рассказал не только о “Флаэртиане” и кино, но и о том, как в Перми планируется окультуривать местное население, что станет с проектами галериста Марата Гельмана, и чего ждать от новой власти: губернатора Басаргина и министра культуры Протасевича.
Почему «Флаэртиана» проводится в Перми, а не в Москве или в Питере?
А почему нет? Между прочим, Пермь гораздо удобнее для жизни, чем Москва. У меня здесь своя киностудия «Новый курс». Были у меня несколько раз попытки уехать, но закончились все тем, что не поступив на Высшие курсы, я приехал обратно и открыл эту киностудию. Так уж получилось. У нас в Конституции гарантирована равнодоступность всех культурных благ на территории России и, в этом смысле, я выполняю конституционную задачу. Плюс, идея «Пермь -культурная столица», которой уже три года, мне вполне симпатична. Наш фестиваль соответствует этому назначению. Вообще, каждый хорош на своем месте. Так что пусть приезжают москвичи сюда.
В Перми много ценителей документального кино?
В наших дискуссиях в рамках фестиваля участвовало более четырех тысяч человек. После просмотра надо обязательно организовывать дискуссию. Это очень важно. И это целая наука. Надо разговаривать с людьми, объяснять, что и как. В нашем педагогическом университете открывают магистратуру «тьюторство в культуре», где людей будут учить методикам и техниками обсуждения кино и искусства.
Будете окультуривать местных жителей?
Просвещение и образование – главные задачи любого культурного проекта. Вот современное актуальное искусство, например, очень трудно для восприятия необразованными людьми. И документальное кино не менее трудно воспринимается. Это не развлечение. У нас скоро будет принята программа художественного образования Пермского края, где это все заложено. В отдаленных планах – создание своей научной школы, которая будет развивать методики по социализации личностей через приобщение к культуре и искусству.
Сложно привозить иностранных участников в Пермь?
«Флаэртиана» достаточно известна и в Америке, и в Европе. У нас много партнеров по всему миру. Существует еще европейская фестивальная хартия. И мы - единственный в стране фестиваль документального кино, который соответствует этой хартии. В ней сказано, что на фестивале должно быть не менее 60% международного жюри.
Нас знают, к нам едут. Таким образом, мы наращиваем количество приезжих. Вот постепенно такой своеобразный туризм налаживается.
Поддерживаете Марата Гельмана?
Безусловно. Все деятели культуры - те, кто понимают что происходит - очень высоко оценивают все то, что им было сделано. У всех есть большое желание это дело продолжить, развить и закрепить.
А как же смена власти в Пермском крае?
Первый вопрос к новому губернатору был такой: «А как же культурная столица»? И он ответил: «Культурная столица никуда не денется. Это хорошая идея, и мы ее будем продолжать».
Вот, так называемый “План социально-экономического развития Пермского края” (показывает белую тонкую книжечку на столе). И там есть проект «Культурная столица». Про финансирование я вчера задал вопрос министру культуры. Он сказал, что финансирование пока не сократили. Мы все этого боимся и каждый раз трясемся.
Вы привозите иностранных режиссеров, а местные свои таланты поддерживаете?
Конечно поддерживаем. Вот Алексей Романов участвовал в Канском фестивале с фильмом “Полено”. Сейчас он снимает документальное кино про всех нас. Про пермскую культурную историю, про то, чем мы все здесь занимаемся. Лучше один раз показать, нежели сто раз объяснять. Мы сейчас снимаем кино про самих себя. Потому что по многим позициям мы впереди Россией всей.