Пытка зарядкой
Фото: ИТАР-ТАСС В исправительной колонии строгого режима №15 в Ангарске заключенные порезали вены, сообщили в ГУФСИН по Иркутской области. По данным ведомства, это сделали в знак протеста одиннадцать человек из числа злостных нарушителей режима, несогласные с проведением зарядки и прочими культурно-массовыми мероприятиями, и сейчас конфликт исчерпан. По данным правозащитников, вены резали около 50-60 заключенных в знак протеста против пыток. Порезы у заключенных были незначительные и им оказана помощь. Информация об акции протеста заключенных в Ангарске уже направлена местными правозащитниками Уполномоченному по правам человека в России Владимиру Лукину.
Правозащитники и члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), работающие в местах заключения рассказали PublicPost, что заключенные идут на членовредительство зачастую из-за пыток. Для зеков это единственный шанс донести свои жалобы на условия содержания до прокуратуры и с ее помощью ослабить режим содержания, а иногда и прекратить пытки. В колониях подобные акции протеста происходят часто, например только в 2012 году было 9 таких случаев (подробнее читайте ниже).
Ирина Сутырина, журналист, член Общественной наблюдательной комиссии в Иркутской области по контролю в местах заключения:
“По поводу вскрывшихся в колонии №15, у меня есть информация из двух источников, по данным одного там 50 вскрывшихся, по данным второго больше, около 60-ти. Но это не точные данные, которые я проверить никак не могу, потому что ГУФСИНовская система все те года, что я работала в ОНК, вытесняла меня. Последние два месяца я делами ОНК не занимаюсь, потому что меня не пускают на территорию колоний.
Колоний в Ангарске пять штук, это очень много для города с населением 250 тысяч. Многие осужденные у нас потом остаются жить, поэтому у нас город такой неблагополучный. В колониях творятся вещи безобразные, я многое видела за последние два года сама, плюс читала жалобы. В колониях применяются пытки, например год назад в этой же колонии №15 человека пытались сломать, раздели до гола на улице в конце октября и обливали холодной водой из брандспойта. Обо всех фактах мы сообщали в СМИ и уполномоченному по правам человека. После этого ФСИНовцы начали с нами бороться, например мы приходим с проверкой, а они тут же устраивают военную тревогу и всех выгоняют. Сейчас работа комиссии парализована”.
Валерий Борщёв, правозащитник Московской Хельсинской группы (со времен СССР занимается правами заключенных):
“Заключенные режут вены потому что существует положение, что если 50 человек нанесли порезы, то прокуратура обязана реагировать, а если 48 - она может и не обращать. Например я был во Льговской колонии в 2005 году, где был массовый бунт, там сначала порезалось 36 человек, прокуратура не обратила внимания, после этого вены изрезали уже 800 человек. Только тогда прокуратура обратила внимания. Это такой способ привлечения внимания правоохранительных органов к проблемам в колониях, только тогда их могут выслушать, разобрались с жалобами.
Статистика таких акций протеста скорее всего ведется ФСИНом, но это закрытая информация. Нам правозащитникам не возможно отследить все акции протеста в колониях их действительно бывает много. Порезать вены это конечно не единственная форма донесения жалоб на условия содержания, это скорее такой крик отчаяния. Когда не только администрация не прислушивается к жалобам, но и прокуратура не слышит. вот в чем дело”.
Пресс-служба ГУФСИН по Иркутской области:
“18-го октября в исправительной колонии строгого режима №15 в Ангарске одиннадцать осуждённых из числа злостных нарушителей режима выразили несогласие с распорядком дня учреждения - подъёмом, выполнением зарядки, выходом на работу и культурно-массовыми мероприятиями. Выражая несогласие, они наносили лезвиями от одноразовых станков порезы на предплечья. Всем осуждённым оказана медицинская помощь, госпитализация никому из них не потребовалась.
Конфликт уже исчерпан, осуждённым разъяснили порядок отбывания наказания и законность требований администрации. Физическая сила к ним не применялась”.
В Иркутских зонах такие истории уже происходили. Например, 23 января 2011 года в ангарской колонии 65 заключенных в ночь с 22 на 23 января вскрыли себе вены на животах и предплечьях. Причина в незаконном, по их мнению, давлении на осужденных со стороны замначальника ИК-14 по безопасности Бабеева. Он, по словам заключенных, грозил отправить их в другие ИК через иркутский следственный изолятор. СИЗО-1 заключенные боятся как огня, с их слов, там не просто бьют, а “издеваются, унижают, опускают, применяют пытки”. А 21 февраля 2011 года в Музее и общественном центре им. Сахарова состоялась демонстрация документального фильма «Иркутское СИЗО. Территория пыток» и общественная дискуссия о возможности ликвидации пыточной системы в пенитенциарной системе.
| Как вскрывались в 2012 году 4 апреля, Льгов. Около 200 человек порезали себя в ИК №3 города Льгова, требуя отставки вновь назначенного начальника колонии Юрия Бушина. В марте осужденные ИК-3 уже объявляли голодовку, продлившуюся около суток, протестуя против повторного назначения начальником колонии Юрия Бушина, покинувшего этот пост в 2005 году после массового бунта заключенных. 17 августа. п.Елшанка. В ИК-33, которая находится в Елшанке под Саратовом, 12 заключенных вскрыли себе вены и объявили голодовку в знак протеста против того, что были избиты двое заключенных. |
Практически во всех случаях порезов заключенных объяснения у ФСИН примерно одинаковые: “Произошедшее не носило массовый организованный характер. Раны были поверхностные, и отбывающим срок оказали медпомощь в колонии - необходимости в госпитализации не было”. Причины акции протеста со стороны ФСИН либо не называются, либо бывают весьма необычны, например - “внезапно возникшее душевное волнение”.