Прощай, Кнышов!
Фото: Коллаж PublicPost Депутаты проголосовали за добровольное решение единоросса Алексея Кнышова сдать мандат. Обсуждать причину отставки — наличие бизнеса — депутаты отказались. Потому что деньги, как известно, любят тишину. Особенно депутатские деньги.
Ни один из 46 пунктов сегодняшней повестки Государственной думы не интересовал журналистов и депутатов так, как вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Алексея Кнышова (ЕР). Ни второе чтение законопроекта об иностранных агентах (НКО), ни проект закона "О винограде и вине", ни даже изменения в закон "О рыболовстве" (а все знают, как гарант любит порыбачить). Журналисты перед пленарным заседанием хотели от депутатов только одного — прокомментируйте Кнышова!
Депутаты комментировали охотно. Мол, слава богу, пронесло. А вот Кнышов — мужик, он смог сам. Даже оправдываться не стал. Да и нечем было. Как он написал в своем блоге, "к сожалению, сейчас я не могу представить соответствующие оправдательные документы". А без них его товарищам (а Кнышов однопартийцев называет не иначе как товарищами) придется проголосовать за лишение его депутатских полномочий. Не по-товарищески складывалась ситуация.
"В отличие от Геннадия Гудкова, Алексей Кнышов не стал цепляться за депутатский мандат и принял ответственное решение о сложении с себя полномочий", — говорил товарищ Сергей Железняк. Парламентарий рассказал, что мандат Кнышова перейдет атаману Донского казачьего войска Виктору Володацкому (депутату Думы пятого созыва). Он так же предложил Госдуме рассмотреть внесение изменений в закон "О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации", который будет предполагать автоматическое освобождение от всех руководящих должностей в момент принятия депутатского мандата, а также автоматическое освобождение депутатов от всех активов в момент прихода в Государственную Думу. Т. е., проще говоря, полное обнуление и жизнь на одну зарплату. Думаю, товарищи Железняка от этого не в восторге.
"Кнышов молодец! — восклицал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. — Сдал мандат, правильная позиция, не надо личные обращения в прокуратуру. Пусть следствие занимается политическими нашими Удальцовыми, Каспаровыми, Немцовыми. А депутат должен честно сложить. Таких еще найдется с десяток во всех фракциях. Здесь нет политического пристрастия". При этом он добавил: "Справедливую Россию всю можно разогнать. Там половина занимаются бизнесом. Там миллиардер сидит из списка Форбс. Позор!"
Потом перед журналистами выступила депутат Ирина Яровая — председатель комиссии по противодействию коррупции, бывшая "яблочница", а ныне единоросска, знаменитая тем, что очень сильные подозрения у нее вызывает Удальцов и совсем не вызывает Мамонтов. "Требования закона жесткие, но едины для исполнения всеми депутатами Госдумы независимо от партийной принадлежности, — чеканила слова Яровая. — Это дополнительно подтверждает его (Кнышова) авторитет как федерального законодателя и является примером уважительного отношения к закону. Нам есть с чем сравнивать: мы помним принципиально другое поведение, когда принималось решение об исполнении требований закона депутатом, когда было много спекуляций, истерики. Уважаю позицию Кнышова".
Пленарное заседание началось с привычных выступлений представителей фракции — это недолгая процедура, во время которой представитель от каждой партии выступает на свободную тему — о том, что их волнует и что на их взгляд очень важно. Так вот, депутат Андрей Туманов (СР) — тот самый, главный редактор газеты "Шесть соток" — промолчать не мог: "Сейчас такую шнягу расскажу, просто оборжетесь". Кто-то из депутатов оборжался сразу же, после такого faux pas. Но Туманов поспешил оправдаться — это была цитата из недавнего радиоэфира "Маяка", где в одной из передач обсуждали детей, больных муковисцидозом. "Вообще, вы знаете, я занимаюсь больше садом и огородом, сельским хозяйством", — продолжил "народный избранник" и сравнил медийное пространство с садом. Предложил заняться экологией этого пространства: полоть, подкармливать и драть сорняки. Потом Туманов начал говорить про день ООН, про символ ООН, про "земной шарик". "Так вот, земной шарик..." — тут мы никогда не узнаем, что значит "земной шарик" в воображении Туманова. Микрофон ему вырубили, время по регламенту закончилось. Да и слушать, видимо, надоело.
Первый пункт пленарного заседания — вопрос о лишении мандата Кнышова. Короткий доклад представила первый зампред думского Комитета по Регламенту и организации работы Надежда Герасимова. "Соблюдая процедуру рассмотрения данного заявления, прошу данный вопрос не обсуждать. Это не первое такое решение от Госдумы и не последнее. Это жизнь", — по-женски рассудила Герасимова.
Как говорится, "C'est la vie". Но депутаты были не согласны, задавали вопросы, так и оставшиеся без ответов. Председатель Госдумы Алексей Нарышкин как настоящий джентльмен пояснял, что это не в компетенции Герасимовой.
За лишение мандата депутата Кнышова проголосовали 317 парламентариев. Оказалось, у Кнышова и правда были товарищи, но не много. Четверо депутатов проголосовало против.
Также без обсуждения остался и законопроект, "регулирующий деятельность некоммерческих организаций, выполняющий функции иностранного агента". Заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин лишь рекомендовал парламентариям поддержать первую таблицу поправок. Они поддержали и приняли законопроект во втором чтении.