Дата
Автор
Денис Гавриков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Черное и белое

Сегодня мы вспоминаем тех, кто стал жертвой политических репрессий. Тех, кто осознанно или не вольно встал на пути огромной политической машины, переваривающей в себе все, что попадалось ей в ее красную пасть.
В этот день хочу поделится историей жизни моего прадеда. Историей которую вряд ли можно характеризовать однотонными красками. Не все так просто было тогда, как впрочем не все так просто можно понять и спустя десятилетия.

Родился Гавриков Захар Андреевич в Рязанской области в далеком 1908 году. По какой причине и когда семья переехала в Камызяк Астраханской области - не знаю. Уже никто этого не помнит...
Из разговоров с его дочерью - моей бабушки - прадед принимал участие в раскулачивании на территории района. В каком качестве и какими полномочиями обладал - так же неизвестно. Его брат - Матвей Андреевич, погибший в Великую Отечественную Войну под Феодосией, служил в НКВД

В свете всей трагичности тех лет, интересно было бы понять чем руководствовались тогда те, кто непосредственно осуществлял репрессии на селе, осознавали ли они себя соучастниками тогдашнего режима. И в какой мере можно возложить на них ответственность за тот моральный выбор, который они сделали. Могли бы они поступать иначе?
Однако непредсказуемость истории сыграла над прадедом горькую шутку. Он сам попал под жернова режима.

Великая Отечественная Война. Прадед руководил кирпичным заводом, который был переоборудован для выпуска военных тачанок. На заводе, как впрочем и по всей стране тогда работали дети, женщины и старики. Работа была тяжелая. Трудились по две смены. Тем кто работал сверх смены, прадед увеличивал паек - норму хлеба, который выдавался работающим. За это и поплатился.
Как мне рассказывали бабушки, его секретарь без ведома прадеда каким то образом приписывала дополнительный хлеб и воровала паек. Говорят у нее в доме хлеб лежал булками, в то время, когда люди толкли чакан и пекли лепешки. Так же говорят, что этот секретарь менял хлеб на золото и деньги.
В общем НКВД эту лавочку прикрыло. Посадили секретаря. Посадили прадеда, как соучастника, лишив партбилета. Хотя он не был в курсе этих махинаций. Конечно, можно говорить, что все это ерунда и он не мог не знать о воровстве хлеба. Но такое предположение, на мой взгляд, оспаривает тот факт, что прадеда примерно через год освободили. Если учитывать всю жесткость судебной системы и карательных органов того времени - это достаточно сильный аргумент против невиновности прадеда. Сумели разобраться, правда для этого понадобилось почти год.
Предложили вернуть партийный билет. Но, говорят он его не взял. Так и проходил всю жизнь после этого беспартийным.

Видимо, сказалось разочарование в государства, которому он честно служил даже тогда, когда совершал преступные поступки от имени власти и которое с ним поступило не справедливо.
Вот такая история. Мне достаточно трудно давать моральную оценку его жизни и поступкам. Был ли он прав или нет.

Лежит ли в том числе и на нем ответственность за нашу историю? В любом случае да. Как лежит ответственность за историю на каждом из нас перед своими потомками....