"Марш регионов": Нижний Новгород и Омск — найди одно отличие
Акции первого общегражданского "Марша регионов" в Нижнем Новгороде и Омске были очень похожи и отличались лишь реакцией правоохранительных органов.
— И в Нижнем Новгороде, и в Омске акции заявлялись в формате демонстрации и митинга.
— И в Нижнем Новгороде, и в Омске в установленном порядке и в установленные сроки подавались уведомления в администрацию.
— И в Нижнем Новгороде, и в Омске организаторы получили "отказы".
— И в Нижнем Новгороде, и в Омске организаторы заранее объявили о незаконности действий администрации и о намерении провести публичное мероприятие в соответствии с уведомлением и законом.
— И в Омске, и в Нижнем Новгороде непосредственно в акциях приняло участие несколько десятков (от 50 до 200) активистов.
В Омске полиция предпочла не вмешиваться, отказавшись даже от привычных незаконных "предупреждений" организаторов об ответственности и ограничившись лишь массированным присутствием оперативных сотрудников и руководителей полиции, впрочем, державшихся скромно и на отдалении.
В Нижнем Новгороде полиция грубо воспрепятствовала проведению мирного шествия, осуществила массовые задержания участников мероприятия, действуя неоправданно жестко, что зафиксировано многочисленными наблюдателями и журналистами. Общее число задержанных составило более 40 (!) человек.
Понятно, что в правовом демократическом государстве такая ситуация невозможна. Там, где существует верховенство права, невозможно, чтобы правоохранительные органы действовали принципиально по-разному. А это значит, что либо в Нижнем Новгороде, либо в Омске полиция действовала не на основании Закона, а по указанию исполнительной власти.
Если неправы омские полицейские, не препятствовавшие проведению мирного шествия и митинга, вопреки идиотской, юридически ничтожной позиции чиновников городской администрации, то следует наказать их. Если правы, то они достойны поощрения или, как минимум, публичного признания их правоты. И наоборот: если неправы нижегородские полицейские, грубо воспрепятствовавшие проведению мирного шествия, то они, а также их начальники и лица, чью политическую волю они выполняли, должны понести ответственность по статье 149 УК РФ.
Итак, в каком городе во время "Марша регионов" 4 ноября полиция действовала в строгом соответствии с Законом — в Нижнем Новгороде или Омске?
Ответ на этот вопрос крайне важен для удержания ясных ориентиров законности, правопорядка и общественной безопасности. Он представляет очевидную общую значимость. И вполне достоин вынесения на первый уровень интереса прокуратуры, СМИ, политиков, правозащитников, депутатов и т. п.
Для людей, сохранивших элементарное чувство здравого смысла и умеющих адекватно воспринимать дух и букву российских законов и международных норм в сфере прав человека, ответ на этот вопрос не представляет никаких затруднений. Но в массовом сознании, к сожалению, до сих пор доминируют весьма искаженные мифологические представления о "несанкционированных" акциях, о возможности чиновникам "запрещать или разрешать", а полиции — разгонять мирные публичные мероприятия. Эти мифы нужно решительно и систематически разоблачать. И сравнительный анализ опыта проведения публичных мероприятий в Омске и Нижнем Новгороде дает отличный материал для этого. Были бы желающие им воспользоваться.
Фото: Сергей Костарев
Начало мирного шествия акции "Марш регионов" 4 ноября в Омске.
Фото: Григорий Прошин
Мирное шествие "Марша регионов" 4 ноября в Омске на подходе к Театральной площади.
Фото: Юрий Староверов
Незадолго до старта "Марша регионов".