Рабовладельцы и их "крыша"
Фото: ntv
Чудовищная история о рабах в Гольяново отражает даже не деградацию государственных институтов, а их распад.
Магазин "Продукты", принадлежащий супругам Жансулу Истанбековой и Сакену Муздыбаеву, где в течение 10 лет, не выходя на улицу, находились рабы и их дети, неоднократно проверяла СЭС, не находя никаких нарушений.
В магазин, как к себе домой, частенько наведывались и стражи порядка. "К нам участковый приходил, брал бесплатно, что хотел, и уходил, — рассказывает водитель Сейлхан Дарибаев, — Коньяк хотел дорогой — просто показывал на витрину и говорил: "Дай этот коньяк"..."
Освобождённая Лейла Аширова (26 лет, 10 лет в рабстве) добавляет: "Зарина, например, была посыльным — выносила им от хозяйки деньги, чаще всего по 10 тысяч рублей. А иногда они просто заходили, брали с прилавков, что хотели — колбасу, водку, шампанское, — и уходили, не заплатив".
Когда Лейла решилась бежать, водитель Сейлхан увез ее в другое ОВД – не в Гольяново. "И я заявление там написала, — рассказывает она, — и что бьют, и что ребенка своего 6 месяцев не видела. И что у Бакии ребенок пропал, и что Соня вся в синяках". Но Лейлу перевезли все равно в ОВД "Гольяново", где, по ее словам, начальник ОВД Насим, вызвав хозяйку магазина, которая клялась детьми, что освободит Лейлу, вернет ей зарплату и паспорт, "поверил" Истанбековой на слово и "все простил". Лейлу вынудили отозвать заявление.
30 октября операция по освобождению рабов-граждан Узбекистана и Казахстана производится силами волонтёров, блогеров и гражданских активистов. Освобождены 12 человек — женщины, мужчины, дети.
Сказать, что действия правоохранителей по-прежнему вызывают много вопросов, — это ничего не сказать. Ситуацию более адекватно отразила бы нецензурная лексика.
Даже на пятый день дело по заявлениям потерпевших еще не было возбуждено. Как сообщил PublicPost активист движения "Алтернатива" Олег Мельников, первые заявления потерпевших были поданы в ОВД "Гольяново" 1 ноября; 2 октября были поданы заявления на Петровку, 38, а, позднее, и в Следственный комитет. Однако владельцы магазина Истанбекова и Муздыбаев до сих пор разгуливают на свободе и, надо полагать, успешно заметают следы.
Допрос освобожденных длился 14 часов, однако не было составлено никаких протоколов. За это время родственники владельцев торговых точек похитили одну из освобождённых девушек из больницы № 54, куда она была госпитализирована с подозрением на язву, увезли на вокзал и посадили на поезд. Она сбежала из вагона и, чтобы рассказать, где рабовладельцы прячут остальных, приехала в ОВД "Гольяново". Но туда ее не впустили, и если бы не прибывшие на место активисты, кто знает, возможно, девушку бы снова забрала хозяйка…
До сих пор неизвестно, где находятся 14-летняя девочка Асель и 5-летний Амир — дети ранее сбежавшей от издевательств женщины. Заявление о пропаже детей было принято под давлением СК РФ в ОВД "Гольяново" 2 ноября. Волонтеры продолжают поиски детей.
В ночь с 4 на 5 ноября родственники супругов-владельцев магазина пытались проникнуть в опечатанный магазин, чтобы уничтожить улики, и если бы не выставившие дозор активисты, вызвавшие полицию, будьте уверены, им бы это удалось.
По сообщению Олега Мельникова, прибывшие по их вызову к магазину на Новосибирской правоохранители (предположительно, эшники) вместо того, чтобы действовать, стали проверять самих активистов "на экстремизм", снимать их на видео, интересоваться их организацией, задавать много звучащих дико в этой ситуации вопросов.
"Эта история говорит о том, что следственного процесса нет, — утверждает активист Данила Гаврилов. — С нашей стороны идет давление, что нужно освобождать людей — там ведь не 12 человек было, у этой семейки еще несколько торговых точек, помимо "Продуктов". Мы знаем адреса точек и квартир, но полиция не заинтересована в том, чтобы выслать туда спецгруппы".
Часть освобожденных людей активисты разместили в хостеле, часть из них находятся в офисе движения. Активисты срочно подыскивают им квартиру, собирают деньги, вещи, продукты. "Профильные" государственные организации и ведомства участия в этом, ясное дело, не принимают.
Ни на сайтах СК РФ, ни на сайтах МВД никакой информации об этом деле нет.
Посольства, куда обращались потерпевшие и активисты, судьбой сограждан пока не заинтересовались.
update
Возбудили уголовное дело по ст. 127 ч. 2 п. ж (незаконное лишение свободы двух и более лиц), и всячески пытаются избежать статью по рабству! #рабы RT!