Дата
Автор
Антон Штейнер
Источник
Сохранённая копия
Original Material

День разъединения, или О невыключенном утюге

Получилось так, что автор этого поста провел весь "праздник" 4 ноября вне информационного потока, счастливо изучая протоколы отбора на всероссийскую командную олимпиаду по программированию. Поэтому, честно говоря, устойчивое желание схватиться за голову отказывается меня покидать.

Дорогие друзья!

Я абсолютно уверен, что большинство тех, кто прочтет этот пост, не поддерживает требования и лозунги, выдвинутые на "Русских маршах", как и драки в метро между нацистами и антифашистами. Но это не значит, что события 4 ноября не касаются каждого.

Потому что очень важным кажется вопрос: а почему, собственно, вообще возникает столько людей, выходящих под крики "Россия для русских"?

Как мне кажется, вся проблема в том, что нацизм (и фашизм, кстати, тоже) дает очень простые ответы на острые вопросы и предлагает очень простые решения. Понимаете, если перед обществом стоят вполне ясные проблемы, нерешение которых в ближайшее время грозит самыми серьезными последствиями, то это самое общество вынуждено искать помощи. У кого? У власти, у ее противников, у себя самого. Однако сегодня, здесь и сейчас, российское общество не может получить никакой помощи ни от Кремля, ни от оппозиции, потому что первые уже разучились делать что-то реальное, а вторые еще учатся (и неясно, научатся ли когда-нибудь вообще). А нацизм дает очень простые ответы: "А давайте дадим себе, "избранной" части, исключительные права и ресурсы и будем жить хорошо, а все другие, "не наши", пусть молчат себе, потому что это из-за них мы сейчас тонем в грязи, периодически похрюкивая". Поэтому не стоит сильно нападать на людей, выходящих на эти марши — просто эти люди в большинстве своем не видят других выходов.

По сути говоря, это ясный сигнал всем остальным — ребята, вы ни черта путного не придумали, мы вам не верим. Меняйтесь как-нибудь, чешите в затылке, изобретайте чего-нибудь другое, потому что очень надо.

Впрочем, ничего из вышесказанного не относится к людям, фанатично верящим в превосходство одной нации над другими, людям, которые выскакивают из вагонов метро и бьют антифашистов. Такие всегда были и будут существовать, и с этим, видимо, сделать ничего и никому не удастся, как бы ни хотелось.

Нужно осознавать, что нацизм, сам по себе вполне популярный как идея, в нашей стране, чего уже скрывать, может привести только к бойне и распаду страны, так же, как и к распаду этого самого "русского марша" на множество частей. Потому что цельной национальной идеи у русского человека нет, да и быть не может, по причине чрезмерного различия тех, кто считает себя "исконно русскими". В этом есть некоторый страховочный крюк: вопреки своей живучести, нацизм на территории нашей страны никогда особо не разрастался, спотыкаясь о разногласия.

И напоследок, что касается некоторой отрицательной реакции на наличие националистов в Координационном совете оппозиции. Не знаю, как вас, но лично меня значительно больше устраивают эти господа в окружении либералов и людей, борющихся за права человека, чем эти господа, предоставленные самим себе. По счастью, находясь в Совете, им придется как-то мириться с мнением остальных сорока человек, в благоразумность которых верится значительно больше, чем в благоразумность властей, давно разыгрывающих карты межнациональных конфликтов. И ничего с этим не поделать, со всем этим приходится иметь дело, потому что если отрицать, что ты оставил дома включенный утюг, то скорее твой дом сгорит, чем ты убедишь окружающих, что ты его выключил.

Такие дела.