Феномен Евгения Савченко, или Белгородский Ли Куан Ю
Честно говоря, написал эту статью сразу после выборов и долго раздумывал, напечатать или нет. Понимал, что рискую получить обвинения в свой адрес от оппозиции, но политическая философия: "чем хуже, тем лучше" — никогда не увлекала меня. Да и в принадлежности к верноподданным болванам замечен не был.
В канун праздников встретился с героем этой заметки и все-таки решил опубликовать, не погрешил против истины, написал от души. Впрочем, судить вам, читателям.
"Выборы есть, а счастья нет" — так можно было бы перефразировать классика. Возвращенные после массовых протестов выборы глав субъектов Российской Федерации разочаровали оппозицию. Везде победила ненавистная партия власти и ее ставленники.
Сожаление это, по счастью, не тотальное. Форпостом справедливости, разума и чести стоит среди российского тлена Белгородская область. Поэтому на вопрос: "А можно ли построить в одной, отдельно взятой…?" Отвечать следует: "Можно!" Беленые деревья окаймляют границы нашего Сингапура. Евгений Савченко бессменно руководит областью с 1993 года.
"Счет на табло":
- назначений временно исполняющим обязанности губернатора — 2,
- назначений руководителем субъекта РФ — 2,
- побед на выборах — 4!
И все по-своему феноменальны. Вспомните, как на волне триумфального шествия в 1999 году Жириновский попробовал стать генерал-губернатором на Белгородчине. Разгромный счет: 53,4% против 17,4% показал кто там who. Ох, и не любит вспоминать тот конфуз главный либерал-демократ в картузе.
Ярится!
Савченко, и раньше никогда не прибегал ни к каким административным ресурсам, и ныне не стал. А на выборы меж тем явились 60% населения, из коих за действующего губернатора проголосовали 78%.
И это в Центральной России, прошу заметить, не на Кавказе каком. Притом, что по стране в среднем, гражданское сознание продемонстрировала лишь четверть избирателей.
Явился белгородский народ на избирательное вече и выразил своему губернатору безусловную поддержку.
Вот такой вот укор вышел. И нашим, и вашим.
Поэтому и наши, и ваши замолчали эту поистине феноменальную победу.
Сказать почему?
Власть отмолчалась, потому что ей пришлось бы ответить на вопрос — а остальные-то кто? Остальные, против которых ногами проголосовал народ, попросту не явившись на шоу легитимации, кто они?
Нашим — эта победа неудобна, потому что народ носитель власти не стремится следовать постулатам демократических процедур.
В самом деле, если власть только назначала четырежды — это же враг свободы по определению! К тому же несменяемость какая-то выходит.
Подобно тому, как легитимность конституционной монархии английской Королевы начинается с подстриженных газонов, так и легитимность Савченко начинается с побеленных стволов придорожных деревьев.
И поскольку нет ничего в проявленной Вселенной случайного и смысла не имеющего, символ этот означает, что порядок в области царит. Нет загаженных углов в светлом доме Савченко.
Вообще, въезжая на территорию Белгородской области, испытываешь ощущение, что уже пересек государственную границу Российской Федерации и едешь по вполне европейской стране. Настолько ухоженно, приветливо и цивилизованно смотрятся проносящиеся за окном автомобиля села и деревеньки.
Поразительный скажу я вам контраст с безнадегой и разрухой в большинстве сельских территорий. В том же Центральном федеральном округе. Проехал я тут намедни из Москвы в Санкт-Петербург маршрутом Радищева. Глядеть страшно, говорить горько.
Так в чем же причина успеха белгородского губернатора?
В первую очередь, конечно, в сумме личных качеств. Я знаю, что говорю, потому что знаком с Евгением Степановичем. Судьба свела нас четверть века назад. Он уже в ту пору был прославленным руководителем, и я молодой только что избранный директор совхоза из сибирской глубинки приехал к нему перенимать опыт. Потом пути наши пересекались, когда я работал в Госдуме. Многие вопросы решали вместе, когда я был замминистра экономики. А в Совете Федерации стал я прямым его наследником — принял от него сенатский комитет.
Поскольку я к тому времени уже слыл фрондером: воевал с министром сельского хозяйства, ссорился с Сурковым, оснований для того, чтобы утвердить меня в качестве главы Комитета по агропродовольственной политике Совета Федерации, было куда меньше, чем оснований послать куда подальше. Тем не менее Савченко настоял, а Егор Строев поддержал.
Может потому была оказана мне поддержка и защита моего учителя, что генезис у нас с ним был один. Оба стартовали с должности главного агронома, оба были директорами совхозов.
Мне же, в свою очередь, понятно, откуда эта несуетность, настоящесть его характера, скромность и умение слушать. Житейский такт — это грация ума. Это не прививается никаким образованием. То, что есть в человеке от рождения и живет вместе с ним. Непреложный закон: чем основательней и успешней человек знает и ведет свое дело, тем меньше внешнего антуража ему требуется.
Эффективная власть должна быть незаметна. Савченко никогда не тратил денег на кампании по пиару и саморекламе. Результаты были лучшим пиаром. Численность населения, приходящаяся на Белгородскую область — 1,1%. При этом — 4,2% всей сельскохозяйственной продукции страны производится в ней. По душевому производству продукции сельского хозяйства область лидер в стране и опережает среднероссийский уровень в 2,9 раза, а по ЦФО и вовсе — в 3,4 раза.
Савченко не гнался за титулами, памятуя, очевидно замечание Фридриха Великого: "Титулы — декорации дураков". Сколько раз предлагалось ему занять пост министра сельского хозяйства и должность вице-премьера правительства. Не пошел! И хотя я убежден, что министром и вице-премьером он был бы замечательным, понимаю его. Москва, даже возвышая, обезличивает человека.
Возвращаясь к заявленному смыслу статьи и ее заголовку.
Потому и выделяется Белгородская область на фоне российского пейзажа и безвременья, как Сингапур среди других стран Юго-Восточной Азии, что, подобно Ли Куан Ю, Евгений Савченко отстоял право идти собственным "третьим" путем.
Тем, который евангелистами неолиберализма осмеян и ошельмован как несуществующий. Путем, который предусматривает учет культурно-исторических особенностей общества, его национальных, религиозных традиций.
Евгений Савченко не стал напяливать кургузый пиджачок универсального западного кроя на косую сажень русского Архетипа. В принятии ключевых решений он всегда исходил из примата здравого смысла над умозрительными конструктами и идеологическими догмами. Как политик с сельскими корнями, он не задавался вопросом: "А какие формы хозяйствования более подходят русской деревне: фермерство или крупные производства?". Как диалектик по образу мыслей, считал это ложной дихотомией.
Савченко знал, когда человек понимает, что он работает на своей земле и для себя — это и есть главная формула процветания.
Являясь большим либералом, чем многие, кто об этом кричит, губернатор знает, что Россия слишком велика для единой аграрной политики. Он исходит из правила: там, где сформировались крупные аграрные холдинги, необходимо поддерживать сельскохозяйственное производство. В другом случае, в поддержке нуждаются доходы населения в сельской местности, через личные подворья и кооперацию.
Это, к слову будет сказано, один из базовых принципов поддержки аграрного сектора, определенных правилами ВТО. Так что и здесь губернатор опередил время. И даже можно сказать, насколько опередил — на те, самые 18, в течение которых мы вели переговоры о присоединении к организации глобальной торговли.
И, наконец, главной претензией к оппозиции является отсутствие у нее позитивной повестки. Спору нет, борьба с коррупцией, чиновничьим беспределом, продажными судами - это важно. Но дальше то что?
У губернатора Евгения Савченко всегда был осмысленной проект национально-государственного будущего вверенной ему территории.
Суть его политики состоит в умении направить миллионы человеческих воль, энергий и вдохновений в русло государственных интересов.
И тогда за тебя голосуют люди.