Дата
Автор
Sergey Boiko
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Сегодня пришли за коммунистом, а завтра...

Рано утром 7 ноября 2012 года в twitter, а затем ряд интернет-изданий сообщили, что в квартире Бориса Кагарлицкого — одного из наиболее известных российских левых интеллектуалов — проходит обыск в рамках "дела 6 мая". Сам господин Кагарлицкий в данный момент находится в Берлине.

Борис Кагарлицкий — широко известный в России и в Европе левый интеллектуал, автор множества статей и книг, аналитик и эксперт, хороший лектор (говорю как его бывший студент), но ни в коем разе не организатор и не политик. На моей памяти ни один его политический проект не увенчался успехом. Хотя оговорюсь, что это сугубо мое личное мнение. В настоящее время Борис Кагарлицкий является одним из идеологов и вдохновителей Левого фронта, в то же время он яростно выступает против "соглашательства" с либеральной "верхушкой" так называемой "Болотной". В частности, он неоднократно выступал с публичной критикой Сергея Удальцова за сотрудничество с "либеральными белоленточниками", призывал левых к бойкоту выборов в Координационный совет оппозиции.

Почему тогда следователи пришли к нему? Выскажу несколько своих скромных рассуждений. В рамках "анатомического дела" и "дела 6 мая" идет отработка алгоритма уголовных дел по статьям уголовного кодекса, по которым у нашей российской фемиды еще нет большого опыта. Имеются в виду ч.1 ст. 30 и ч. 1 ст. 212 УК РФ (приготовление к организации массовых беспорядков), а также власти очень хотят подвести оппозиционеров под ст. 275 (государственная измена). Как показало исследование "Правоохранительная деятельность в России: структура, функционирование, пути реформирования" Института проблем правоприменения (Санкт-Петербург), проведенное при поддержке Комитета гражданских инициатив, для системы, построенной на принципе хорошо отлаженного конвейера вынесения обвинительных приговоров, важно наличие отработанной схемы действий всех участников. Недаром десять статей Уголовного кодекса России, посвященные грабежам, кражам, убийствам, нанесению телесных повреждений, хранению и сбыту наркотиков, мошенничеству и растрате, дают более 57% судимостей в России. Довольно часто система настроена на прямую фальсификацию доказательств.

Примечательно, что громкие уголовные дела, которые квалифицируются правозащитными организациями как политические, часто ведутся именно по этим привычным для российской системы правосудия лекалам. Например, Таисия Осипова экс-нацболка и жена активиста "Другой России" была осуждена по статье сбыт и хранение наркотиков. Националиста Даниила Константинова пытаются осудить по статье убийство. При этом система фальсификации доказательств в данном случае подкрепляется давлением со стороны вышестоящих структур. Яркий пример этому сегодня привела Новая газета в статье "Нас предали", в которой рассказывается о протесте следователей Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России (как раз ведущих "дело 6 мая" и "анатомическое дело") по Москве против давления на следователя Виталия Ванина из-за его принципиальной позиции по уголовному делу в отношении Расула Мирзаева.

Внимание следствия к Борису Кагарлицкому это попытка перекинуть мостик между российскими и европейскими левыми, которые в финансовом плане поддерживаются многочисленными некоммерческими, партийными, государственными структурами Евросоюза и странами в него входящими. Речь идет о грантах на исследование, на переводы и издания, на семинары и конференции, на научную мобильность. Вполне официально представители российского государства чиновники, парламентарии как в лице представителей правящей партии, так и представителей "системной оппозиции" участвуют в подобных мероприятиях, получают те же самые или похожие гранты. Тем не менее, при желании привязаться можно к каждому и Бориса Кагарлицкого вполне могут объявить в качестве "иностранного агента", а там и до обвинения в госизмене не далеко.

В настоящее время речь идет не о 1937 годе. Тогда "дочищали" по спискам "бывших", а, в первую очередь, брали и ставили к стенке своих же недавних соратников чекистов, работников советских наркоматов и ведомств и т. д. До этого очень далеко.

Сейчас речь идет, скорее, о подготовке судилища над Левым фронтом по образцу серии процессов против НБП в 2005-2007 гг. Опасно это тем, что вслед за Левым фронтом по отработанной схеме пойдут другие организации и политические партии вплоть до "системных". Поэтому сегодня необходима коалиция всех сил российского общества: в системной и несистемной оппозиции, во власти, которые понимают все гибельность избранного пути. Необходимо поднять вопрос о расследовании неправомерных действий полиции 6 мая 2012 года, о похищении Леонида Развожаева и законности деятельности авторов "Анатомии протеста 2". Поэтому сегодня важен лозунг: "Один за всех, и все за одного!".