Загадочная история с Репиным и Айвазовским: после обысков по делу "Оборонсервиса" шедевры вернулись в музей
Подлинники работ знаменитых русских художников из Культурного центра Вооруженных Сил, возможно, связанные с делом "Оборонсервиса", вернулись на прежнее место. Опись полотен, даже примерный список, в правоохранительных органах, как и следовало ожидать, не предоставляют. Так что судьба тех картин, что были изъяты в квартире Евгении Васильевой - бывшей чиновницы Минобороны и близкой знакомой экс-министра Анатолия Сердюкова, остается неясной, как и история их появления в частных апартаментах. Возможно, найденные у бывшей чиновницы полотна, к Культурному центру отношения не имели, но и без того вопросов к Васильевой - уйма.
"Все картины, многие из которых имеют историческую ценность, возвращены в Культурный центр Вооруженных сил РФ", - заявил "Интерфаксу" источник в Минобороны.
Ранее сообщалось, что во время следственных мероприятий по делу "Оборонсервиса" были обнаружены картины, представляющие художественную и историческую ценность. Ряд СМИ сообщали, что они могут иметь отношение к полотнам кисти Айвазовского, Репина и других знаменитых русских художников, некоторое время назад вывезенных из Культурного центра ВС в Москве. В правоохранительных органах, впрочем, по этому поводу подробных комментариев не давали и возможную связь изъятых при обыске предметов с Культурным центром не комментировали.
"Полотна отечественных мастеров живописи, прежде выставленные в залах Культурного центра Вооруженных сил, несколько лет назад были перемещены в различные административные здания Минобороны России", - так объяснил источник "Интерфакса" ситуацию с возвращенными картинами.
Однако весьма любопытным представляется тот факт, что в ходе следственных мероприятий в квартире Васильевой были, помимо прочих дорогостоящих вещей, найдены как раз работы Айвазовского, Васнецова и Репина. Так что логичным представляется возникновение версии о том, что часть коллекции Культурного центра ВС, видимо, осела не только в "административных зданиях Минобороны".
У Васильевой могли быть картины из петербургского Дома офицеров
Впрочем, тут за Васильеву в некотором роде вступаются независимые источники, знакомые с этим "картинным" делом. "Знаю это совершенно точно: ни одной из картин, вывезенных из Культурного центра ВС, у нее не было. Скорее всего, картины, обнаруженные у нее - а там тоже были раритеты, - висели раньше в другом месте. Ведь примерно в это же время имущество вывозилось и из других Домов офицеров", - рассказал "Московскому комсомольцу" информированный источник.
Он подтвердил, что пару лет назад из Культурного центра ВС действительно вывезли значительную часть полотен мастеров, заменив их "новоделом": "Приехали люди с Арбатской площади, приняли каждый раритет по описи и увезли. Всего им было отдано 56 картин. Говорят, когда "гости" сверяли инвентарные номера и снимали экспонаты со стен, некоторые из работниц музея в обморок падали". Работа, по словам источника "МК", проводилась в рамках реформы Сердюкова, включавшей, в том числе, план по сокращению числа военных культурно-досуговых учреждений.
"Людей Сердюкова, конечно, более всего интересовали здания. Тем более, многие находятся в центре крупных городов, в старинных особняках… Там сохранились полотна знаменитых художников, старинная мебель… Так вот, инициатором всех этих ликвидационных распоряжений была, по моим данным, именно госпожа Васильева. И те десятки картин, что у нее обнаружены при обыске, возможно, вывезены из каких-то военных учреждений культуры при их ликвидации. Например, из питерского Дома офицеров", - добавил источник издания.
Что же касается картин, вывезенных из московского Культурного центра ВС, то они, по мнению собеседника газеты, могли предназначаться для дачи "одного большого госчиновника - куда более высокопоставленного, чем Васильева", который из-за скандала с "Оборонсервисом", видимо, был вынужден отказаться от картин. И они вернулись в военный музей. А вот будущее полотен, изъятых у Васильевой, остается туманным. Ранее в правоохранительных органах сообщили, что все ценности, обнаруженные в ее квартире, будут отправлены в банк на хранение.