ФСБ против защитника поморов
Фото: Коллаж PublicPost В Октябрьском районном суде Архангельска 12 ноября начнется рассмотрение дела правозащитника, директора Поморского института коренных малочисленных народов Севера Ивана Мосеева, которого ФСБ заподозрило в разжигании национальной розни. Мосееву предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Иван Мосеев рассказал PublicPost, как ФСБ разглядела в нем экстремиста и изменника Родины.
Иван Мосеев, руководитель Ассоциации поморов Архангельской области, по версии Следственного комитета, 1 апреля 2012 года зашел на сайт "Эхо русского Севера" и оставил под статьей "Поморье в евразийском мире" комментарий под ником "поморы", в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки этнической группы "русские". Оскорбительный комментарий и лег в основу обвинения. 4 июля было возбуждено уголовное дело, 25 июля у Мосеева прошел обыск, а 10 октября уже предъявлено обвинение. Сам Мосеев давать показания по делу отказался, воспользовавшись 51 статьей Конституции, но PublicPost пояснил, что приписываемого комментария не оставлял и произошедшее считает очередной провокацией спецслужб, которые начали пристально следить за ним начиная с проведенного год назад IV межрегионального съезда поморов в Архангельске.
| Выдержка из комментариев под статьей с сайта "Эхо русского Севера" (Орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.). |
Иван Мосеев, директор Поморского института коренных малочисленных народов Севера:
Под статьей, действительно, есть мой комментарий, но совершенно не тот, который мне приписывают, в своем комментарии я обвиняю автора статьи Анатолия Беднова в провокации. Я даже звонил ему, чтобы узнать, зачем он написал эту статью, которая вбивает клин между поморами и русскими. А вот комментарий "Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, а нас две тысячи людей" я не оставлял. Я ходил к провайдеру, чтобы выяснить, каким образом у этого комментария ФСБ обнаружила мой ip-адрес, ведь во время публикации этого комментария я спал, и компьютер мой был выключен. Они мне ничего не смогли сказать вообще.
Дело было возбуждено по заявлению создателя информационного агентства "Эхо русского Севера" Ильи Азовского. Он пожаловался в ФСБ на комментарий и предоставил спецслужбам ip-адрес. В суде против меня будут выступать представители ФСБ, сам Азовский и две старушки уборщицы из ФСБ Котлова и Булычова, которых привлекли понятыми при документировании преступления — комментария.
Защищать меня не брался ни один адвокат, еле нашел защитника — бывшего прокурора Вениамина Белова. Нами в суде будет представлена независимая экспертиза этой фразы. Эксперт утверждает, что никакого разжигания в комментарии под именем "Поморы" нет. Этот комментарий — грубый ответ на оскорбительный же комментарий.
Это уголовное дело — первый шаг, чтобы посадить меня в тюрьму, судя по тем фразам, что содержаться в уголовном деле, мне и адвокату понятно, что готовилось, на самом деле, дело по государственной измене, а, возможно, оно и будет возбуждено после того, как "экстремистское" дело завершится. Но судите сами, вот какие там есть формулировки: "норвежскими спецслужбами через Мосеева ведется работа по дестабилизации социально-политической обстановки в Архангельской области". "Мосеев при поддержке иностранных структур осуществлял деятельность, направленную на признание органами федеральной власти РФ поморов как коренного малочисленного народа Севера и включения территории их проживания в юрисдикцию международного права, что может привести к нарушению территориальной целостности России". Это же как в 37-м году!
Мы, действительно, добиваемся для поморов официального статуса малочисленного коренного народа, получили же такой же камчадалы. Да и не только мы — администрация Архангельской области дважды обращалась в Москву с просьбой признать поморов коренным народом. Организация по защите прав поморов, которую я представляю, безобидная и малочисленная. Мы занимаемся защитой традиций, культуры поморов, защитой их прав. Пытаемся вернуть им право на рыболовство и охоту, чем они занимались испокон веков. Заподозрить нас в попытке отделения от России или заговоре с Норвегией — просто абсурд.
В пользу версии о том, что ФСБ в закрытом режиме ведет против меня дело по статье государственная измена, говорит то, что в документе, разрешающем ФСБ прослушку моего телефона, который подписан судьей Верой Кокуновой, присутствует именно 275 статья.
Удивляет позиция автора сайта Азовского, он под статьей удаляет рекламный комментарий, о чем пишет свой комментарий, но оставляет "экстремистский", после чего идет в ФСБ и пишет заявление. Если комментарий, который приписывают мне экстремистский, то почему он до сих пор доступен?
Скорее всего, меня признают виновным и дадут условный срок, я понимаю, что условный очень легко превратить в реальный".
PublicPost не удалось поговорить с Ильей Азовским, поэтому приводим его позицию по материалам уголовного дела.
Илья Азовский, главный редактор и модератор сайта "Эхо русского Севера":
...мною был установлен ip-адрес пользователя под ником “Поморы”, под которым он оставил вышеуказанный комментарий экстремистской направленности против русского народа. Я считаю, что указанный комментарий по ником "Поморы" направлен именно против русского народа, содержал в себе унизительную характеристику и отрицательную эмоциональную оценку этнической группы "русские" и был направлен на возбуждение в обществе ненависти по национальному признаку.
Я считаю, что этническая группа "русские" имеет те же права, как и другие этнические группы, и их представители не должны подвергаться оскорблениям по национальному признаку.
О том, что на сайте www.echosevera.ru человек под ником "Поморы" оставил вышеуказанный комментарий, я сообщил в органы ФСБ.
Центр "Сова", эксперты в области национализма и ксенофобии, взаимоотношения религии и общества:
С нашей точки зрения, высказывание, оставленное на сайте "Эха русского Севера", ставшее причиной возбуждения уголовного дела, вполне можно отнести к языку вражды, однако оно ни в коей мере не содержит каких-либо призывов, и преследование Мосеева выглядит и вовсе абсурдно.