Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

СМИ: о больших деньгах для Большого театра


Недавнее решение Минкульта РФ продлить до конца 2014 года контракт с генеральным директором Большого театра Анатолием Иксановым послужило толчком для новых дискуссий вокруг результатов шестилетней реконструкции главной театральной площадки страны. Телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки опубликовала в своем блоге разоблачительную статью с фотографиями трещин и наросшего грибка на стенах зрительского зала в Большом театре. Позднее она же первой разместила письмо, отправленное деятелями культуры Владимиру Путину. В своем послании творческая интеллигенция предлагает назначить на пост гендиректора Большого театра народного артиста РФ Николая Цискаридзе.

О письме, направленном известными деятелями российской культуры на имя Владимира Путина, впервые сообщил Михаил Швыдкой на сайте радио «Эхо Москвы». Он нелицеприятно отозвался о реальных мотивах авторов этого послания, хотя и признал, что оно подписано его кумирами. Фамилии подписантов долгое время оставались неизвестными, либо всплывали на уровне неподтвержденных слухов. Тине Канделаки через свои источники удалось получить отсканированный оригинал письма, который она опубликовала в своем блоге.

«После того, как я опубликовала пост со снимками интерьеров Большого, на которых видны осыпающаяся краска, потрескавшаяся штукатурка и прочие последствия реконструкции, а также написала про то, что деятели культуры обратились к президенту с просьбой заменить Иксанова, в мой адрес посыпались обвинения. Дескать, если это правда, то что же они тогда молчат? Но никто не молчит. Во-первых, о своей позиции прямо заявил Олег Табаков, а во-вторых, опубликованный мной скан письма - лучшее доказательство», - комментирует Тина Канделаки.

Помимо Олега Табакова среди подписантов под воззванием к президенту РФ отметились также Геннадий Хазанов, Алиса Фрейндлих, Марк Захаров, Елена Образцова и Галина Волчек. Мэтры называют Большой театр олицетворением величия и мирового значения российской культуры. «Однако для сохранения ведущего статуса театру нужны перемены», - отмечают артисты, выражая надежду, что в конце 2012 года Анатолий Иксанов покинет пост генерального директора, который он занимает уже 12 лет. «Этим обращением хотели бы поддержать приглашение на эту должность Николая Максимовича Цискаридзе – одного из символов Большого театра 1990-2000-х годов», - подчеркивается в письме.

Реконструкция Большого началась в июле 2005 года. Изначально руководство театра планировало уложиться в три года, но в августе 2007 срок сдачи перенесли на 2009 год. Затем работы продлили еще на 24 месяца, назвав точную дату открытия — 2 октября 2011 года.

В 2009 году, когда ремонт театра был в самом разгаре, Счетная палата провела проверку и выявила грубые нарушения. Аудиторы посчитали, что стоимость проектных работ оказалась завышена в 16 раз. Тогда же Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело о растрате, однако о его расследовании информации нет.

Известно, что с 2003 по 2009 год заказчик – ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» – трижды оплатил одни и те же работы по проектированию и подготовке рабочей документации. За пакет с документами и чертежами ЗАО «Курортпроект» получило сначала 98 млн рублей, затем — еще около 362 млн, а напоследок — 498 млн. Примечательно, что техническим директором «Курортпроекта» являлся печально известный архитектор Нодар Канчели, спроектировавший в свое время «Трансвааль парк» и Басманный рынок. Крыша аквапарка обрушилась в 2004 году, рынок же развалился двумя годами позже.

Генеральным подрядчиком реконструкции Большого театра в январе 2005 года стало ЗАО «СУИпроект», участвовавшее в тендере в составе ЗАО «СУИхолдинг». Его возглавлял Азарий Лапидус, близкий к Владимир Евтушенкову, председателю Совета директоров АФК «Система». Тогда же началась борьба за контроль над проектом между министерством культуры и Федеральным агентством по культуре и кинематографии, главой которого был Михаил Швыдкой. Михаил Швыдкой требовал извинений от тогдашнего главы Минкульта Александра Соколова. Тот заявил, что когда минкультом руководил Швыдкой, в ведомстве якобы были "откаты на всех этажах".В конфликт даже был вынужден вмешаться даже президент Владимир Путин.

Изначально на реконструкцию было выделено 25 млрд рублей. Позже независимые эксперты признали эту сумму завышенной. Бюджет со скандалом сократили сначала до 19,5 млрд, затем до 15 млрд, и, наконец, до 11,7 млрд рублей. Однако к августу 2008 года сумма расходов вновь выросла до 15,6 млрд рублей. В феврале 2012 года Счетная палата России установила, что в итоге все работы стоили бюджету 35,4 млрд руб. или более 1 мрд долларов.

Подобная сумма не идет ни в какое сравнение с опытом реконструкции крупных объектов культуры за рубежом. Капитальный ремонт миланского La Scala обошелся итальянской казне в 72 млн долларов, что в 16 раз меньше государственных расходов на Большой. «Кроме укрепления фундамента и стен за эти деньги в театре полностью перестроили интерьер, а сцену адаптировали к потребностям современной сценографии», - сообщает о La Scala портал «Свободная пресса». Еще дешевле обошлось восстановление уничтоженного пожаром Большого театра Лисеу в Барселоне. На это ушло 57 млн долларов. А капитальный ремонт театра Шиллера в Берлине оценили всего в 25,5 млн долларов.

Несмотря на явно завышенные расходы на реконструкцию Большого, качество проведенных работ вызывает вопросы. Сразу после открытия театра в октябре 2011 года обрушились декорации, в результате чего пострадал рабочий сцены. Кроме того, внутреннее убранство театра изменилось не в лучшую сторону. «Проблема в том, что театр не узнать. Я это не придумываю. Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины — пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра. Каждый сможет потрогать пальцем новый канделябр и понять, что вместо бронзы — железяка, подкрашенная золотой красочкой», - рассказывал журналистам Николай Цискаридзе. По заявлению премьера Большого, плачевно обстоят дела и с закулисной частью театра. В частности, в коридорах вместо деревянных полов положили скользкие кафельные, а в двух новых репетиционных залах «нельзя поднять балерину, потому что она будет биться головой о потолок». Позднее похожие факты приводила в своем блоге Тина Канделаки.
Коллеги Цискаридзе по сцене сходятся во мнении, что реставрация скорее навредила Большому театру. «Все, что Цискаридзе сказал про репетиционные залы – верно. Невозможно репетировать дуэты, многие артисты просят проводить тренировки в других местах. В общем, не очень комфортно. Нам говорят: «Привыкайте». Ну, мы – артисты, нам остается терпеть и надеяться на лучшее», - рассказывает ведущий солист Большого театра Павел Дмитриенко. По его личным ощущениям, работы проводились на скорую руку и без творческого подхода.

Аналогичную точку зрения высказал ведущий солист Руслан Скворцов: «Меня огорчило, что был принят проект по тотальному изменению всех закулисных частей. Там ничего не осталось от исторического облика, обычный евроремонт». Он также отмечает неудобства, с которыми сталкиваются артисты во время репетиций: «Есть всего три раздевалки с окнами, и они – для солистов. Отсутствует нормальная вентиляция, только кондиционеры, которые просто вредно включать, если ты вспотел на тренировке. Вместо деревянных полов мрамор, в балетной обуви ходить по нему просто опасно. Не совсем понятно, нужны ли такие перемены».

Прима-балерина театра, народная артистка России Анна Антоничева тоже огорчена результатами ремонта: «Я не ожидала, что получится настолько не похоже на то, как было раньше. От исторического облика, по сути, остался лишь квадрат сцены. Коллеги жалуются не просто так – репетиционные залы стали еще хуже, чем во вспомогательном корпусе. По возможности мы репетируем там».

Финансовые скандалы продолжают сотрясать театр и после реконструкции. В ноябре прошлого года «Новая газета» опубликовала данные о том, что Большой разместил на сайте госзакупок заказ на выполнение услуг по размещению информации о премьерных спектаклях на 43 млн рублей. Однако, несмотря на многочисленные протесты, коррупционные дела и обращения известных деятелей культуры, ситуация вокруг Большого не меняется.