Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Национализмом по национализму

1 декабря 2012 года планируется принять Стратегию государственной национальной политики России до 2025 года, подготовленную Советом при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Эксперты полагают, что этот документ должен включить механизмы регулирования межнациональных отношений в России.

Как раздать всем сестрам по серьгам




Что получится, если собрать вместе умеренного русского националиста, прогрессивного либерала и человека с улицы? Ничего, скажете вы, и будете неправы. Получатся основы «Стратегии национальной политики Российской Федерации» 2012 года.
Ведь как добиться гражданского согласия и «гармонизации межнациональных отношений», которые через строчку упоминаются в этом примечательном документе? Что ни скажешь в одну сторону — обидится другая. Скажешь про права человека — националисты заголосят о происках мировой закулисы. Проронишь о «государствообразующей роли русского народа» — либералы намекнут, что странно в едином государстве одну национальную группу возвеличивать…
Выход был найден простой. Нужно пригласить всех — либералов, государственников, националистов, людей с улицы. Записать все, что они думают о межнациональных отношениях, рассортировать по темам и обильно сдобрить бюрократизмами. Основная задача — умиротворение и «межнациональный мир» — достигается сама собой: каждый найдет в этом документе то, что ему хочется. Главное, не вчитываться при этом в соседние строчки.
Русские националисты найдут «объединяющую роль русского народа», «системообразущее ядро единение народов России», «русскую культурную доминанту». Это про историю. Про современность — священное словосочетание «русские и другие коренные народы», которые «исторически» сформировались на территории России (евреям, цыганам, мигрантам, африканцам и прочим очередь не занимать). «Русскую православную церковь и другие традиционные религии» густо полить заверениями в том, что современная Российская Федерация — страна с «многовековыми традициями гармонизации межнациональных отношений». И блюдо готово.
Либералам тоже хорошо. Тут про права человека, которые необходимо защищать, про российскую политическую нацию, которая объединяет, про гражданскую идентичность, про интеграцию и репрессии в отношении «некоторых» народов. Особенно либералам понравятся слова про «общую судьбу народов, восстановление исторической связи времен и гражданское примирение». Не говоря уже о запрете дискриминации, равенстве прав и свобод независимо от национальности и включении институтов гражданского общества в решение проблем этнокультурного развития. Развитие международного сотрудничества — бальзам на раны уязвленного подозрениями в измене Родины и шпионаже либерала и правозащитника.
Человеку с улицы тоже будет все понятно. Кто главный враг? Мировой терроризм и националисты, которых подкармливают «некоторые спецслужбы», «унифицирующее влияние глобализации». Всякий сможет это прочитать как «Америка всех достала». Мигранты, которые »… не предрасположены к принятию и соблюдению общероссийских социально-культурных ценностей и правил поведения… что порождает мигрантофобию» (то есть понаехали и плюются тут, а мы их это… толерируй). И наконец, проникновение «чуждых идей» в культурно-информационную систему, которые «размывают смыслы и ценности». Опять Америка.
Каждый найдет в этом замечательном тексте что-то свое. Только не надо искать логические связи между абзацами. Например, как уберечь национальные смыслы от размывания «международным сотрудничеством»? Как совместить равенство народов и прав человека с провозглашением фактически идеи русского культурного национализма? Как, наконец, совместить «многовековой опыт гармонизации межнациональных отношений» с «репрессированными народами»?
Боюсь, что реализовать эту стратегию может не понравится ни одному из тех, кому понравится ее читать.

Дмитрий ДУБРОВСКИЙ, директор программы «Права человека» факультета свободных искусств и наук СПбГУ