Red Ball как заместитель городской пустоты
С тех пор Курта Першке и его красный шар стали приглашать в разные города США и заграницу. «Суть проекта в том и заключается – пишет он на своем сайте – что люди меня приглашают в свои города, и проект продолжает жить». Першке отмечает, что дело в не в самом шаре, который является пусть и привлекательным, но все же достаточно простым предметом, в том, как шар взаимодействует с архитектурными объектами, и какую реакцию это вызывает у жителей то или иного города.
С самого начала проекта Першке использует один и тот же шар. Он весит сто пятнадцать килограммов и изготовлен из того же материла, что и надувные лодки и плоты. Чтобы надуть шар, требуется сорок минут. Першке никогда не размещает свой шар возле архитектурного объекта. Художник всегда находит в строении такое место, куда шар можно помесить в сдутом состоянии, а он потом наполняет шар воздухом; таким образом шар всегда соприкается с поверхностью объекта и на время становится как бы его частью.
Красный шар Першке – пластичная субстанция, способная заполнить собой павильон автобусной остановки в Перте, помещение католического храма в Каталонии, стать частью мостовой конструкции в Портленде, офисного здания в Абу-Даби или просто украсить собой улицу и площадь любого города. Искусствоведы говорят о популярном проекте Першке как об удачном рекламной ходе для самого художника, как о возможности освоить бюджет и повеселить публику - для властей многих городов. Московскому арт-критику Андрею Ерофееву «красный шар» представляется выражением кризиса ценностей.
– Першке занимается своим проектом уже 10 лет, объездил не одну страну, и список приглашений в разные страны – бесконечен. Почему его идея все-таки оказалась столь популярной?
– Если надо поставить памятники, но ты не знаешь – чему, то лучше всего это место заполнить цветной пустотой. В любом городе существует бюджет, который надо осваивать, существуют отцы города, которые только и хотят позаботиться о его жителях. В этой истории мне нравится, пожалуй, то, что шар Першке – вещь временная, то есть он надувается, а потом сдувается. Временный характер монументов соответствует современному состоянию сознания, внутренней мобильности - можно поставить монумент, потом передумать, сдуть, поставить следующий, потом сдуть, поставить следующий. Вот смешно было бы, если бы Першке ставил надувные памятники временным вождям, героям дня, а потом сдувал их!
Красная точка – удачный символ, многие пользуются этим образом в рекламе. Это такой фрагмент городского дизайна, словно увеличенная мебель. Знаете, есть такие красные, мягкие пуфы. Прохожие не зря кидаются на этот красный шар, так же примерно, как они на диван прыгают. Памятник в городской среде – это тема, рожденная еще на заре цивилизации, но, может быть, впервые мы оказались в такой ситуации, когда площадка есть, а какой придать ей смысл, чем заполнить – непонятно.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"