Призывы старших менее эффективны на Северном Кавказе
Вчера в Махачкале неизвестные лица избили танцевальную группу, представившись "мусульманами", как утверждает человек, распространивший эту информацию сегодня утром через Twitter.
И этот случай стал поводом для того, чтобы задаться вопросом, насколько эффективны обращения и заявления имамов муфтиев, фетвы и дагестанские акты зарубежных алимов в отношении нашей молодежи?
Мысль изложу быстро и без углублений в детали.
Начну с конца. Главным исламско-политическим событием года в Дагестане стала фетва Али Карадаги, осуждающая агрессию.
Но до того был ряд мероприятий в СКФО, которые прошли не так заметно для нас.
Например, 15 ноября в Нальчике проходила конференция "Мусульмане и национальная культура в светском обществе", участниками которой стали представители почти всех кавказских муфтиятов, кроме Дагестана, т. к. в это время в Дагестан приехал али Карадаги, который, к слову сказать, должен был приехать в Нальчик, а не в Дагестан. Так получилось, что единственным гостем мероприятия с Дагестана оказался я, т. к. мне прислали интересное приглашение.
Приехал я на конференцию, так как увидел ряд серьезных вопросов, поставленных на ней:
— Как на самом деле исламская религия и мусульманское право смотрят на ценности национальной культуры и светского общества?
— Насколько совместимы мусульманская, национальная и гражданская идентичности в современной России?
— Возможно ли нахождение оптимальной общественной модели, выстроенной на балансе между ценностями светской государственности, гражданского общества, национальной культуры и религиозной практики?
— Каковы пределы вторжения светского и национального в поле мусульманской общественной и религиозной практики?
— Каковы пределы вторжения исламского компонента в поле светского гражданского общества и национальной культуры народов России?
— Как преодолеть острый идеологический конфликт, раздирающий сегодня некоторые сообщества мусульманских регионов России?
Вот резолюция конференции.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Международной Богословской конференции
"Мусульмане и национальная культура в светском обществе"
(г. Нальчик, 15 ноября 2012 года)
Участники конференции "Мусульмане и национальная культура в светском обществе", заслушав и обсудив доклады и выступления, отмечают, что с возрождением интереса к исламу в современной России весьма остро встали вопросы соотношения светской государственности, национальной культуры и религиозной практики.
Значительная часть верующей мусульманской молодежи отвергает саму возможность нахождения оптимального баланса государственных, национальных и религиозных ценностей.
Конфликт идентичностей трансформировался в идеологические противоречия и противостояние между представителями молодого и старшего поколений верующих. Проблема сосуществования исламской и национальной культуры в светском обществе приобрела устойчивый политический характер. Острота этого конфликта в некоторых республиках Северного Кавказа уже привела к трагическим последствиям.
Учитывая актуальность данной проблемы, руководствуясь гуманистическими целями, заботясь о достижении общественной стабильности, опираясь на концептуальные доктрины ислама и конституционные нормы светской государственности, участники Международной Богословской конференции "Мусульмане и национальная культура в светском обществе", приняли следующую РЕЗОЛЮЦИЮ:
1. Ислам призывает к добрососедским отношениям между мусульманами и представителями других религий, между разными народами и культурами. Придерживаясь методов, которые разъяснены в Священном Коране и жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мусульмане должны жить в любом демократическом обществе в мире и согласии, избегая смуты и насилия.
2. Ислам, являясь мировой религией, не отрицает национальные культуры, не вступающие в противоречие с Шариатом. Религиозные традиции мусульманских народов носят выраженные черты региональных культур.
3. Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам, свободу вероисповедания и соблюдения религиозных обрядов, не нарушая норм Шариата. Государство старается создать нужные условия для мусульманского сообщества. Ислам призывает к послушанию законам государства, в котором проживают мусульмане.
4. Вместе с тем, вопросы гармонизации норм действующего российского законодательства и мусульманского права еще недостаточно хорошо изучены, проблема совмещения светской государственности, ценностей национальной культуры и религиозной практики требуют детальной богословской, научно-правовой разработки.
5. Необходимо активизировать использование научного потенциала высших учебных заведений в формировании общероссийской идентичности посредством развития и поддержки внедрения в образовательные программы религиоведческих дисциплин.
6. Позитивный нравственный и интеллектуальный потенциал ислама должен быть использован на благо демократических преобразований, укрепления государственности и правовой системы Российской Федерации, консолидации российского общества, достижения согласия и мира.
Участники Международной Богословской конференции "Мусульмане и национальная культура в светском обществе"
г. Нальчик, 15 ноября 2012года
22 ноября в Магасе принимал участие в круглом столе "Исламское образование: проблемы и пути их преодоления. Законодательное и нормативное правовое регулирование".
Помимо этого, на последнем семинаре осеннего цикла пДГУ была сессия министра по национальной политике и внешним связям Бекмурзаева Бекмурзы с темой "Роль ислама в современной государственной политике в Республике Дагестан".
Я уже не говорю и не пишу про московскую богословскую конференцию и т. п.
Я вспомнил сессию пДГУ с Ириной Стародубровской об истоках конфликтов на Северном Кавказе.
Если бы эти все исламские конференции с участием известных и уважаемых людей были бы эффективны, то у нас не было бы последние 15-20 лет вооруженного конфликта на Северном Кавказе.
А неэффективны они потому, что законы социологии действительно работают, и конфликт поколений работает.
Все разговоры о том, что мы кавказцы и мы мусульмане, что у нас уважают старших и т. п., на деле оказываются фикцией. Более того, из-за этих общественных норм кавказцев давление на молодежь в поколенческом конфликте больше, чем в других обществах, не традиционного типа. И молодежный экстремизм у нас ожесточеннее отвергает все, что предлагает старшее поколение, потому что давление обычаев и традиций на молодежь у нас тоже жестче, чем в других обществах.
Имамов убивают не имамы, а молодые люди.
В тренеров стреляют их подопечные.
Соответственно, призывы старших менее эффективны на Северном Кавказе.
Вот такой у меня вывод.