Журналисты в Дагестане под прицелом боевиков
Дагестанским журналистам вынесли предупреждение. В появившемся в социальных сетях обращении дагестанские боевики предостерегают журналистов от нападок на муджахидов и строго предупреждают, что подобное впредь не будут прощать.
Также боевики отметили о существовании "расстрельных списков" журналистов, но не называются имена вошедших в него.
Руководитель пресс-службы дагестанского МВД Вячеслав Гасанов сообщил, что по данному заявлению проведена проверка, но она не дала результатов того, кто за этим стоит. А также добавил что никто из дагестанских журналистов не обратился в МВД по поводу угроз. Да и сами журналисты знали, куда шли работать, поэтому самим тоже надо учиться защищать себя. В случае обращения в МВД обещают "принять меры". А министр РД по информационной политике Нариман Гаджиев назвал это заявление "провокацией", и сказал, что работа журналистов после этого принципиально не изменится.
Предупреждали
Не прошло и дня после этого события, как в Нальчике был убит журналист ГТРК "Кабардино-Балкария" Казбек Геккиев. Неизвестные расстреляли его из пистолета и скрылись с места. Коллеги погибшего утверждают, что в адрес журналиста поступали угрозы. Расследованием преступления, как заявил официальный представитель СК СУ РФ Владимир Маркин, будет заниматься СУ СКР по СКФО. Также помогать им будут помогать опытные криминалисты из Центрального аппарата СК РФ. Активность бастрыкинского ведомства напрямую может быть связана с обращением боевиков и с не самыми удачными результатами расследования убийств журналистов на Северном Кавказе. Более того, общественность жестко критикует неплодотворность следователей в данном направлении.
Так, тревогу в связи с расследованием преступлений против журналистов выразил уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. "Силовикам в регионах нужен дополнительный импульс, чтобы они обратили внимание на безопасность журналистов", — заявил он на встрече с президентом Владимиром Путиным. А также Общественная палата сделала обращение к главе СУ СК РФ Бастрыкину, в котором говорится: "Безнаказанность так и остается основной характеристикой преступлений против журналистов. С каждым годом в России, особенно это касается региональных СМИ, растет число угроз в адрес журналистов, что, к сожалению, не становится предметом серьезной заботы правоохранительных органов".
Тем временем сами журналисты неоднозначно относятся к заявлению "лесных". Некоторых пугает вероятность оказаться в списке приговоренных, а кто-то считает что за обращением могут стоять люди с конкретными интересами. На сайте Facebook.com участники группы "Журналисты Дагестана" авторам предложили вступить в диалог по поводу правомерности такого обращения, однако ответа не последовало.
Журналистка Светлана Анохина сетует на уязвимость профессии журналистов. По ее словам, отсутствие жалоб и обращений в МВД говорит не об отсутствии угроз по отношению к журналистам, а только о том, что сами журналисты понимают безрезультатность обращения. Физически невозможно обеспечить безопасность, по мнению журналиста. Не говоря уже о расследовании громких преступлений против журналистов или правозащитников.
"Личный контроль" как метка
До сих пор не раскрыто громкое убийство, совершенное ровно год назад в Махачкале. Тогда на пороге редакции был убит журналист, учредитель газеты "Черновик" Хаджимурат Камалов. Коллеги и родственники убитого неоднократно заявляли о том, что дело не продвигается, и, более того, его спускают на тормозах. На пресс-конференции, состоявшейся в Москве 30 ноября, брат Хаджимурада и новый учредитель газеты Магди-Магомед Камалов заявил, что опасается нераскрытия преступления. По его мнению, есть опасение, что результаты оперативно-розыскных мероприятий по этому делу могут быть использованы работниками МВД Дагестана в личных политических целях.
В Дагестане рассказывают горькую шутку о том, что если власти взяли преступление под "личный контроль", его точно не раскроют. Просто традиция сложилась такая. Если ты убил человека, сделай так, чтоб его взяли под "личный контроль". Еще ни одно громкое преступление против журналистов не раскрыто. Хаджимурад Камалов, Гаджи Абашилов, Гарун Курбанов, Магомедзагид Варисов, Тельман Алишаев... Перечень длинный, перечень горький. И на этом фоне угрозы с одной стороны и неспособность противостоять этому с другой стороны ставит журналистскую общественность в тяжелую ситуацию. И непонятно, с какой стороны последует первый удар.