Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Геями становятся после зачатия, но до рождения

Фото: Reuters

В России законодательные собрания всех уровней усиленно борются с "пропагандой гомосексуализма среди несовершеннолетних". Во-первых, как будто бы это что-то неестественное. Во-вторых, как будто бы можно было что-то поменять. На самом деле гомосексуальность встречается не только у жертв пропаганды. Среди не подверженных влиянию певицы Мадонны и члена партии "Единая Россия" Бориса Моисеева австралийских черных лебедей 6% пар образуются самцами, а среди калифорнийских чаек 14% пар — чисто "женские". Даже из обычных баранов 8% предпочитают своих собратьев. Примерно такой же процент гомосексуалов и среди людей.

Статистически достоверно показано, что некоторую роль в формировании гомосексуальной ориентации должна играть наследственность. Гомосексуальность часто распространена в семьях, а если один из однояйцевых близнецов — гомосексуал, то и второй будет им с достаточно высокой вероятностью. С другой стороны, многочисленные попытки обнаружить "гены гомосексуальности" до сих пор ничего не принесли, да и близнецы с идентичным генотипом не обязательно имеют одинаковую сексуальную ориентацию.

Получается странная картина: генов нет, но есть "нечто генетическое". Объяснить этот парадокс предложили калифорнийский профессор Уильям Райс и его коллеги из Швеции, которые провели обзор всего громадного массива литературы и публикаций, накопленных по теме за последние десятилетия.

Как известно, развитие мужского организма определяется наличием половой Y-хромосомы, которая позволяет синтезировать нужные гормоны — прежде всего, тестостерон. Однако действию тестостерона подвергаются и эмбрионы девочек, неспособные производить его сами. Они получают его извне, из организма матери, причем порой не меньше, чем будущие мальчики.

При этом зародыши разных полов реагируют на действие тестостерона по-разному. Считается, что это обеспечивается тонкой регулировкой их генов: специальные ферменты химически модифицируют соответствующие участки ДНК, настраивая работу генетического аппарата под соответствующие нужды. Такие модификации могут быть временными, а могут и передаваться клеткой при делении следующим поколениям.

Такая неклассическая наследственность называется эпигенетической. Она передает не сами гены (и их мутации), а определенный режим их работы. Как правило, дальше нескольких поколений клеток эта наследственность не прослеживается, но все же известны случаи передачи ее и организмам потомков. Так, по мнению Райса с коллегами, может объясняться и гомосексуальность.

Если по какой-то причине эпигенетические модификации не "обнулились" и передались от матери к сыну (или от отца к дочери), они изменят нормальную реакцию формирующегося плода на половые гормоны. В организме матери или отца эти изменения играли вполне обычную роль, обеспечивая развитие по обычному пути, но у растущего ребенка противоположного пола все может пойти не так.

Получается, что гомосексуальность закладывается еще в утробе, с первых недель развития. Так что российским депутатам, если уж они действительно собрались искоренить гомосексуальность, придется основательно поработать над законодательством.