РГТЭУ в осаде
Фото: Алиса Иваницкая/PublicPost Заместитель министра образования Александр Климов посетил Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ), студенты которого уже седьмые сутки продолжают бастовать против реорганизации вуза и признания его неэффективным.
Акция протеста началась в ночь с 18 на 19 декабря, тогда к студентам поддержать их акцию приехали лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов, депутат от "Справедливой России" Дмитрий Гудков, представители КПРФ. 20 декабря студенты забастовку прекратили после того, как Госдума пообещала рассмотреть вопрос о признании вуза неэффективным. Впрочем, уже вечером 20 декабря на сайте министерства образования появился приказ о слиянии РГТЭУ с Российской экономической академией имени Плеханова. Приказ предусматривает присоединение университета и всех его филиалов (всего более 70 тысяч студентов по всей России) к академии Плеханова (более 10 тысяч студентов) в течение одного года. Студентам-бюджетникам обещают сохранить их места, а студентам, обучающимся на коммерческой основе, не поднимать оплату. Сейчас к первоначальным 300 студентам московского отделения присоединились 150 студентов региональных филиалов, а также преподаватели и ректоры региональных отделений.
В помещении студсоюза на столе печенье, чай. Студенты с признаками недосыпания встречают меня в дверях: "Вы извините, я три дня не спал — вчера физкультуру сдал, завтра зачет, я не могу вам отвечать на вопросы, поговорите с ним", — извиняется один из них и представляет меня четверокурснику Эльвину Сеидову. "Я поступал в этот вуз и хочу закончить этот вуз. Я не хочу ничего плохого говорить об академии Плеханова, но я не очень понимаю, почему нас признали неэффективными. Наши преподаватели тоже в Плеханова преподают, — делится студент своими опасениями. — Говорят, что те, кто будет доучиваться уже в Плехановке, в этом году все равно получат диплом РГТЭУ. Этим выпускникам работодатель скажет: "Да вы же неэффективный вуз закончили!" Его поддерживает студентка Мария, которая больше всего боится повышения оплаты учебы: "Я 110 тысяч рублей в год плачу, а в Плеханова — 240 тысяч рублей. Это дорого. Откуда я эти деньги возьму?"
Сотрудники вуза тоже настороженно перешептываются в коридорах. "Мы приехали сюда на ежегодную встречу ректората, — делятся со мной директора Саратовского и Омского филиалов. — Мы не знаем, что с нами будет, надеемся выяснить". По словам директоров, с ними слияние не обсуждали и как оно будет происходить, они не представляют. "Мы же не мальчики, за нами трудовые коллективы, у нас семьи, — сказал PublicPost директор Саратовского филиала Александр Маликов. — А мы даже не знаем, будем ли работать в январе". Вместе с директорами идем в зал, где у сцены сложены маты, на которых ночью спят студенты.
Первым на встречу к студентам приехал ректор Российской экономической академии имени Плеханова Виктор Гришин. "Я приказ об объединении буду выполнять, — сообщил он студентам. — У меня есть контракт с министерством, и в связи с контрактом, я обязан выполнять приказы". Преподаватели и студенты парировали тем, что они не согласны с критериями мониторинга, а также его результатами, согласно которым неэффективным признан только московский филиал вуза, в котором обучаются около 7 тысяч студентов — остальные 26 филиалов в регионах эффективны. "Я никогда не ставил под сомнение качество образования в РГТЭУ, — развел руками Гришин. — Я считаю, что слияние двух вузов может иметь положительный эффект". Впрочем, успокоить аудиторию ему не удалось.
Вскоре к нему присоединилась делегация Министерства образования во главе с заместителем министра Александром Климовым. Климов в объективности мониторинга не сомневался (московский филиал РГТЭУ был признан неэффективным по пяти из более, чем пятидесяти критериев — средневзвешенный балл ЕГЭ студентов при приеме, площадь вуза в расчете на одного учащегося, количество иностранных учащихся из дальнего зарубежья, выручка и доход за научную деятельность в расчете на одного преподавателя), как и в неизбежности слияния РГТЭУ и академии Плеханова, несмотря на то, что студенты и преподаватели поставили под сомнение легитимность приказа министерства. По их словам, приказ не был зарегистрирован Минюстом и согласован с другими министерствами. Климов в ответ посмотрел на приказ: "Я не юрист. Но тут мне кажется все правильно".
"Происходит рейдерский захват вуза и его филиалов, — выступил преподаватель РГТЭУ Иван Миронов. — Они будут вынуждены выгнать большую часть студентов, чтобы не потерять лицо, иначе будет признано, что экспертиза была сфальсифицирована". Выступление Миронова захлебнулось в аплодисментах. Когда вмешаться в дискуссию попытался Виктор Гришин, ему выкрикнули из зала, что с ним никто встречаться не хотел. Миронов призвал студентов прогнать Гришина, так как "его никто не приглашал" (накануне его позвала часть студентов — PublicPost). Под свист и хлопки Гришину пришлось покинуть зал. "Народ очень возмущен, позиция не созидательна, — сказал PublicPost ректор академии Плеханова уже после того, как покинул зал. — Нужна разрядка. Я был приглашен студентами, но здесь другая направленность — люди настроены на конфликт. Студентов немного. Человек 200 и вряд ли они выражают мнение большинства". По словам Гришина, слияние будет проходить после того, как будет созвана комиссия из представителей двух вузов: "Комиссия отработает структуру соединения, просмотрит программы, как их можно объединить".
Тем временем в зале обстановка накалилась. Апофеозом стало предложение Ивана Миронова покинуть всем зал в то время, как Климов начал зачитывать приказы об увольнении Сергея Бабурина с поста ректора и назначения проректора по экономике и инновационной деятельности академии Плеханова Андрея Шкляева на должность исполняющего обязанности ректора РГТЭУ. Сергею Бабурину будет выплачена компенсация в размере трех месячных окладов.
"Мы считаем, что в РГТЭУ есть здоровые силы. Если убрать отсюда тех, кто дестабилизирует ситуацию исключительно в политических целях, мы готовы взаимодействовать с профессорско-педагогическим составом и, безусловно, со студентами, — прокомментировал слияние вузов Александр Климов, уточнив PublicPost, что речь идет о националистах. — Мы хотим, чтобы был новый мощный университет".
"Им не нравится, что наши студенты здесь воспитываются в патриотической традиции, — сказал PublicPost директор Иркутского филиала Николай Курьянович. — Мы по-прежнему считаем Сергея Бабурина своим ректором. Мы будем стоять до конца и бороться за отставку Ливанова (министра образования — прим. ред.). Сергей Бабурин на больничном, но он поддерживает студентов".
"Наш ректор находится на больничном. Его полномочия исполняет проректор Шевцов Павел Анатольевич, так что приказ министерства образования не имеет под собой никакой юридической силы, — заявил на студенческом собрании после встречи с чиновниками министерства заместитель председателя студсоюза Альберт Зарипов. — Нам нужно бастовать еще минимум сутки. Мы представляем все студенчество, мы не можем уйти". "Мы должны говорить, что мы хотим отстоять вуз, — выступила студентка Смоленского филиала Лена. — Бабурин — это второстепенно". Среди других требований студентов — отмена результатов мониторинга, как и самого мониторинга эффективности. Задачей максимум студенты считают отмену реформы образования, так как она, по их мнению, ведет к разрушению образования.
Впрочем, в акции участвуют далеко не все студенты. Некоторых, как студентку отделения туризма Марину, смущают националистические взгляды ректора: "Бабурин и его убеждения мне не очень симпатичны. Я не считаю наш вуз неэффективным, но его присоединяют к не самой слабой академии Плеханова. Бюджетные места оставят, цену сохранят. Я посмотрела на ректора (академии Плеханова — прим. ред.), он вполне адекватен".
Студенты, не согласные со слиянием вузов, разводили вечером "Доширак" и готовились к ночевке. Около полуночи было принято решение забаррикадироваться. Студенты стащили парты к входу. Свои действия они объяснили желанием не допустить нового ректора в вуз, а также опасениями, что их могут штурмовать.
Спать студенты разошлись в середине ночи, до этого кто-то готовился к зачетам в актовом зале, кто-то играл в настольные игры и смотрел кино. Спали на матах в спортзале и аудиториях.
В 7 утра был объявлен всеобщий подъем. Несколько десятков молодых людей выстроились в коридоре. Проскандировав: "Один за всех и все за одного!", студенты разошлись по постам, которые распределили между собой ночью. "Я не понимаю, что должно произойти, — говорит студентка Алена в комнате, где ребята пьют чай. — Мы должны помешать новому ректору вступить на "священный кафель" РГТЭУ?" "А может, когда он придет, просто начать хлопать и скандировать: "Ты кто такой? Давай до свидания!"?" — в беседу вмешивается студент. "Нет, это будет хамство, — возражает Алена. — Мы же должны вести себя как приличные студенты, а не быдло, которое только что выпущено из тюрьмы". "А где ты видела, чтобы зэки хлопали?" — не успокаивается юноша. "В фильмах полно!" — во всеобщем смехе спор растворяется.
Тем временем студенты дежурят на входе, спрашивая документы у всех, кто хочет зайти.