Мнения: «Ночь в Музее» 2013

Мнения: «Ночь в Музее» 2013Четыре взгляда на прошедшую в Москве Ночь музеев: говорят организаторы, критик и зритель
|
| | Сергей Капков руководитель Департамента культуры города Москвы |
В седьмой раз мы провели «Ночь музеев». В этом году она – наиболее широко представленная в городе Москве. В акции приняло участие 246 культурных учреждений. Для сравнения, в Берлине в такой ночи приняло участие 149 учреждений, так что мы можем честно сказать, что наше мероприятие – одно из самых крупных в Европе. Что приятно, в этом году нас поддержали все участники культурной жизни Москвы – федеральные, ведомственные и частные музеи, арт-кластеры и магазины. Эту «Ночь музеев» отличает широта культурного предложения – нас поддержали не только все музеи и галереи, но и часть парков, усадьб, театров и книжных магазинов. Праздник даже вышел на улицы – по пешеходным маршрутам Москвы прошел первый «Ночной музейный поход».
В прошлом году акцию посетило 900 тысяч человек, в этом году было больше миллиона двухсот тысяч. Ночное открытие наших музеев происходило в режиме госзадания, так что оно было заранее заложено в бюджете города. Стратегический партнер «Ночи музеев» – платежная система Visa. Есть и другие компании, которые нам помогли, так что акция обошлась городу не дороже 10 миллионов рублей.
| | Марина Лошак арт-директор ГВЗ «Манеж» |
Прошедшую музейную ночь я пряталась от нее в галерее «Проун». Нас сносили людские волны, как и всегда в «Ночь музеев», а мы оборонялись. В этом году «Манеж» первый раз принимал участие в этой общегородской акции. К нам пришло еще больше людей, мы очень волновались и всю ночь пили энергетические напитки с имбирем, чтобы быть бодрыми.
Главная трудность была и всегда будет связана с тем, что «Манеж» – очень большое пространство. В нем в принципе трудно – у нас одновременно проходило семь выставок, а в «Ночь музеев» мы каждый час вели лекции – это большая нагрузка сама по себе. Кроме того, одновременно происходило два крупных события – отличный звуковой перформанс, специально для нас сделанный современными композиторами, и потрясающий мультимедийный фестиваль Sound:Frame – событие мирового масштаба, которое с 2007 года проходит в Вене, и выездные сессии, которые были в разных мировых столицах, и вот впервые – в Москве. После полуночи 40 венских музыкантов и художников устроили у нас afterparty на 2-м этаже. Поскольку этот этаж не смог бы вместить всех желающих, мы устроили трансляцию того, что там происходит на фасад под козырьком «Манежа».
Мне кажется, что все эти события были совершенно правильного европейского уровня – без заискивания и попсы. Нам хотелось, чтобы в «Манеже» было поменьше туфты, а было побольше вещей, связанных с современных искусством. Совершенно естественно, что в программе нынешней «Ночи музеев» было так много мультимедийных проектов: все хотят говорить на современном визуальном языке, а не на старославянском.
Я не знаю ни одного города мира, где бы так развлекали население, как в Москве. Для нашего Департамента культуры Москвы это уже какое-то дело жизни и главная задача – доставить всем как можно больше удовольствия. Проходят фестивали, проходят культурные события, кругом какие-то развлечения – тотально и везде. На выходные дни – такое огромное количество предложений, что не знаешь из чего выбрать. Я думаю, что москвичи уже стали ужасные снобы. Им уже просто так что-то скромное не покажешь. Так что нам всем крупно повезло.
| | Александра Новоженова критик журнала «Афиша», искусствовед |
В «Ночь музеев» я пошла в Третьяковку на Крымском валу, хотела заглянуть на Нестерова, но он как раз не работал, то есть работал на вход только до 18:30, и я не успела. Так что внутрь в экспозицию не пошла, сидела в холле на красной лошадке-диване, читала книгу, ждала, пока кончится дождь. Потом с лошади согнали, потому что организаторы хотели, чтобы была ротация, и чтобы одни и те же люди не сидели на лошади подолгу. Потратила деньги на нарезанные фрукты, которые продавали симпатичные молодые люди с лотка, поддавшись на запах арбуза. Потом сожалела. Несмотря на это было приятно быть среди людей, но немного бессмысленно. Потом была на улице в «Музеоне» – было много кафе, потратила деньги на бутерброды и лимонад, продававшиеся в симпатичных киосках. Потом сожалела. Пошла домой. Свой опыт оцениваю как смешанный. Могу сказать только, что «Ночь музеев» спровоцировала пробки. Не знаю, стоит ли стремиться к облику европейской столицы. Например, Брюссель, хоть и европейская столица – отвратительный город.
На этот вопрос о нужности «Ночи музеев» я точно ответить не могу – толпы выходят на улицу, едут куда-то, инициатива происходит, и значит, она нужна кому-то или зачем-то, имеет какое-то оправдание и находит отклик у широких масс. Могу только сказать, что в социалистическом мире будущего культура была бы устроена по-другому, и такая инициатива бы не понадобилась. Но в каком-то смысле «Ночь музеев» – такой показательный смотр или парад отношения людей к искусству. Если они, эти отношения, выглядят бессмысленно или потребительски, со всеми этими блужданиями ошалелых толп, то очевидно, что это не просто проблема культурного характера, это проблема, укорененная в жизненном укладе людей, которые в музей могут массово прийти только в какой-то особо оговоренный день в году, ночью и при условии массовости мероприятия и каких-то дополнительных бонусов, не имеющих прямого отношения к содержимому этих музеев.
«Ночь музеев» – это же не про искусство, это просто «ивент», и люди приходят в сущности не в музей как в хранилище чего-то там важного, а просто как в помещение, где что-то такое волнующее и праздное происходит. Что точно, так это то, что сама по себе идея во что бы то ни стало привлечь к культурному досугу как можно больше людей, сделать его массовым любой ценой – какая-то подозрительная.
| | Вадим Шевченко специалист по коммуникациям в Red Bull |
Планировал посетить сад Баумана, «Манеж», Art Play и Парк Горького с концертами классической музыки. Еще хотелось заглянуть в какой-нибудь интересный особняк, которые, по идее должны быть в этот день открыты, но с этим ничего не вышло. Даже в высотку на Котельнической не пустили. Всё остальное удалось увидеть, плюс, заехали на ВДНХ, посмотреть на паблик-арт «Волна» нашей подруги Лели Ивановой и попали на прекрасный карнавал – «Ночной музейный поход». Жалею, что не добрался до «Музеона». Организация в этом году, на мой взгляд, отличная. Редкий случай, когда за городское мероприятие не стыдно. Красиво, креативно, продуманно, много интересных площадок. В городе много красивого улыбчивого народа, в некоторых местах вообще казалось, что ты в Европе. С каждым годом становится все лучше и лучше. Конечно, и народу больше, но с этим ничего не поделаешь, иногда даже неплохо погулять в толпе из тысячи людей по улицам и поскандировать лозунги Малевича. И все это без ОМОНа и прочих неприятностей.
Был на Аrt Play – все только начиналось, побродили по выставкам, поболтали с друзьями. Думали вернуться вечером, но не успели, закрутились в водовороте городских событий. В «Манеже» была очень интересная выставка рисунков незаслуженно забытого писателя Ремизова. Он, конечно, безумец, но посмотреть интересно. Плюс отличный видеоарт на втором этаже и японская психоделическая паутина на «чердаке». Удивились, что Манежку огородили и не пускают внутрь туристов, и поехали в сад Баумана. До сада добрались уже под закрытие, но все-таки успели перекусить какими-то приятно-домашними пирогами. Внезапно попали на «Ночной музейный поход» – прогулялись по ночной Москве с каким-то невероятным карнавалом. Добрались до Парка Горького. Там даже ночью – столпотворение. Все прекрасные, но их слишком много. Послушали классической музыки, посидели на берегу пруда, посмотрели на перекормленных за день уток. В общем, приятно провели вечер.