Лондон. Октябрь 2012. Выставка художника-призрака
Выхожу из Британского музея, через несколько шагов оказываюсь на перекрестке Новой Оксфордской и Музейной улиц. С дальнего угла бросается в глаза огромный баннер на офисном здании на всю высоту фасада: женская фигура в ярком платье, очень похоже на ныне царствующую королеву Елизавету Вторую, только в молодости.
Некоторые странности не позволяют мне принять это за рекламный плакат. Подхожу ближе.
Похоже, скорее, на стрит-артистский трюк.
При ближайшем рассмотрении подозрения усиливаются: Елизавета сжимает в руке спрей с изображением британского флага (официальный баллончик Виндзоров, ха-ха), на груди у нее — пацифистский символ в лучезарном обрамлении, а над ней размашистой граффитистской рукой выведено: "Жизнь прекрасна".
По фасаду — меньшие фигуры, выполненные все в той же по-журнальному беспардонно-яркой манере с ироническими элементами: Елизавета в ее нынешнем преклонном возрасте с ведром краски (краска, что интересно, розовая), кистью, собакой и хулиганским выражением лица,
шотландский гвардеец с валиком, готовый прийти Ее Величеству на помощь,
и прочие интересные фигуры.
С другой стороны здания, как раз под молодой Елизаветой — классический портрет "Битлз", но лица закрыты шейными платками. Все максимально пестро.
Неожиданно появляется человек в бирюзовых кроссовках с головой одноглазого зайца на плечах и начинает отдавать честь на фоне ДжонаПолаДжордаРинго.
Пока я все это рассматриваю, ко мне подходит разбитной юноша (на фото внизу — на переднем плане):
— Заходите к нам на выставку.
— А что за выставка?
— Известный художник — мистер Мозгоправ (Brainwasn).
— Мозго... Погодите, это тот, что в "Выходе через сувенирную лавку"?
— Да, он.
— Неужели? Я был совершенно уверен, что он — абсолютно выдуманный персонаж.
— Ничего подобного. Он — мой босс. Я его каждый день вижу.
С этими словами молодой человек вручает мне визитку с копией картинки с фасада здания — молодая Елизавета со спреем в руке, девиз "Жизнь прекрасна".
И точно.
Выставка, судя по всему, развернута в бывшем паркинге.
Захожу вовнутрь и оказываюсь внутри фильма "Выход через сувенирную лавку".
Да, это тот самый мистер Брейнвош, господин Мозгоправ — смиренная тень Бэнкси, в конце фильма превзошедшая своего кумира. Это его настоящие работы, его версия искусства.
Да пребудет с вами искусство!
Что сказать об увиденном?
Мозгоправ действует просто, нагло и эффективно. Берет уже готовое произведение и вносит в него какие-либо совершенно несуразные элементы по принципу иронического столкновения разных стилей или визуальных языков. В ход идет все: от кинокадров и классических картин до детских игрушек, от старинных даггеротипов до современных фото, от клашеных лошадей с детских каруселей до настоящих автомобилей. Прием один и тот же: коллаж.
Несколько немаленьких залов забиты эти несложным, ярким и нахальным постмодернизмом.
"Искусство нельзя критиковать, потому что каждая ошибка — это новое произведение".
То и дело встречаются язвительные выпады в сторону Бэнкси: на заднем плане воспроизведение его знаменитого граффити, только вместо букета в руке у персонажа книга
под названием "Искусство для чайников".
А вот кадр из "Выхода через сувенирную лавку" с исповедующимся Бэнкси, наложенный на репродукцию "Желтой комнаты" Ван Гога.
Вот что он сделал с моей любимой картиной Эдварда Хоппера "Ночные ястребы".
Насчет Дали — одобряю.
"Битлз"-"Кисс" и двойная королева.
Сквозной элемент — ведра, баллоны с краской, просто разбрызганная краска.
Больше всего, конечно, розовой краски. Гулять так гулять.
Похлопывание гениев по плечу. Я узнал Дали, Уорхолла, Фриду Кало, Пикассо, Баскию, Фрэнсиса Бэкона, Ай Вэйвэя; пучеглазый примат в нижнем левом углу, судя по всему, символизирует Бэнкси. Надпись: "Если бы... (нрзб) думали одинаково, ничего бы не изменилось".
"Искусству конец".
"Следуйте за своими мечтами".
Отдельная шалость — точные увеличенные копии разного рода бытовых предметов. Например — кассетный магнитофон,
типичная телефонная будка (фокус в том, что упакована она точно как сувенирные будки-брелки, которые продаются в туристических магазинах),
"Полароид",
и, наконец, вершина: настоящее лондонское такси, упакованное как игрушка-сувенир из супермаркета, даже ценник "3 фунта" наклеен!
Привет основоположнику видеоарта Нам Джун Пайку (собирал инсталляции из телевизоров еще полвека назад). Этот шестифутовый робот был еще на первой выставке Мозгоправа в 2008 году.
Особенно Мозгоправ одержим Энди Уорхоллом. Таких поп-арт-реминисценций на выставке очень много.
И в завершение, на пороге, как самый ценный экспонат, в стеклянной горке — те самые шляпа, мешковатые штаны, очки и туфли Мозгоправа, в которых он появлялся в фильме.
Но это было еще не все.
Я покинул выставку, пересек улицу Музейную и на другой стороне, в загаженном закутке, увидел
Самое настоящее граффити... Бэнкси. You're never too young to dream BIG. Переводить не буду — слишком плотная игра слов.
Некоторые выводы из увиденного.
В существование Мозгоправа в художественной среде верят всерьез. На следующий день я заходил в лондонскую стрит-арт-галерею "Чистое зло", и ее хозяин уверял меня, что, к сожалению, Мозгоправ действительно существует, очень активен и зарабатывает миллионы своей беспардонной конъюнктурщиной.
Странно то, что на выставке он так и не появился. На визитке не было ни адреса, ни телефона, только адрес сайта http://mrbrainwash.com, где, опять же, много хвалебных статей о Мозгоправе (настоящее имя — Тьерри Гуэтта) и его работ, есть эмейлы, а вот телефонов все равно никаких.
Но это все не те мелочи, в которых прячется дьявол. Главные вопросы и вероятные ответы — в самих произведениях.
Во-первых, такая выставка требует хорошего знания истории искусств.
Во-вторых — столь же серьезных заработков (поспешу напомнить, что уже первая выставка тогда еще никому неизвестного и вряд ли состоятельного Гуэтты, в 2008 году в Лос-Анджелесе, была устроена с даже большим размахом). Мозгоправ на тот момент просто не мог иметь таких средств, в то время как у давно снискавшего мировую славу Бэнкси они были.
В-третьих: методы препарации и коллажирования классических холстов слишком уж напоминают Бэнкси. Достаточно вспомнить его знаменитую провокацию с заменой нескольких полотен в музее.
И наконец. Наиболее замечательное качество Мозгоправа — это то, что он художник без лица. Он — художник-цитата, художник-заимстование, он великолепно лишен какой бы то ни было оригинальности. По сути, любая его выставка — это сплошной выход через сувенирную лавку, или, иными словами — это реальность сувенирной лавки в неком всемирном музее изящных искусств, полностью подменившей (вытеснившей) собою сам музей.
Такой проект скромный французский кинолюбитель вряд ли бы осилил.
Посему я продолжаю утверждать, что Мозгоправ — это целиком и полностью создание Бэнкси или тех людей, которые стоят за ним. Вырастив в своем фильме этого удивительного гомункула, Бэнкси выпустил его наружу и вдохнул в него жизнь, убедив весь мир в его существовании. Если мои предположения верны, то Бэнкси трудно не назвать если не гением, то невероятно одаренным человеком (людьми), поскольку, повторюсь, ему удалось нечто действительно завораживающее: вывести фильмические — художественные — образы за рамки экрана так, чтобы кино продолжалось уже во внеэкранной действительности. "Выход через сувенирную лавку" продолжается после титра "Конец".
Жизнь прекрасна.
(моя статья о стрит-арте, где в том числе есть несколько слов о Бэнкси и о "Выходе..." - http://d-desyateryk.livejournal.com/481166.html#cutid1)