Как губернатор Белых образованием хвастал
На днях на заседании Правительства РФ, посвященном вопросам образования, Д.А. Медведев и министры заслушали среди прочих губернатора Кировской области.
Белых отметил, что "по уровню среднего образования Кировская область является одним из лидеров Российской Федерации", что, по его мнению, подтверждается средним баллом ЕГЭ, количеством медалистов, количеством победителей и призеров олимпиад всероссийского и международного уровня. Соглашусь, это весомые достижения. Однако замечу, что уровень образования — это еще степень удовлетворенности его качеством родителей, учащихся, педагогов. Не только тех, кто оказался в обласканных властями престижных учебных заведениях, но и в какой-нибудь школе номер ...надцать, в райцентре, сельской глубинке. Стобалльники и победители международных олимпиад, как правило, пополнят столичные вузы и никогда не вернутся в Кировскую область. А как быть с той огромной массой выпускников, что набирают на ЕГЭ 50-70 баллов, идут затем в инженеры и агрономы, на заводы и родину защищать, осваивают профессии медиков и поваров и просто хотят нормально жить в родном краю, создавать семьи, заботиться о родителях? Нравятся им те убогие условия, что созданы для них в их деревнях, поселках и рабочих окраинах? Разве удручающая оценка большинством педагогов нынешнего состояния школы — не фактор, который должен учитываться в проводимой политике? Но я уж забыл, когда нас (учителей и родителей) о чем-то спрашивали.
Среди наиболее значимых эффектов своего правления Белых называет существенное повышение заработной платы учителям: "Если в начале 2011 года в Кировской области (она) составляла чуть более 9 тысяч рублей, то по декабрю 2012 года эта цифра превысила 19 тысяч рублей". Правда, губернатор скромно опустил факт, что в декабре региональным правительством в обход закона о нормативном подушевом финансировании на материальное стимулирование педагогов каждому учреждению было выделено дополнительно примерно по 10% месячного ФОТ данной категории работников. Могут ведь, когда захотят! Впрочем, не буду иронизировать, тенденция роста зарплат, конечно, радует. Не совсем радуют отдельные источники этого повышения. Прежде всего, крайняя интенсификация труда. При окладе в 4700 (с 1 января — 5300) учителя вынуждены вести по полторы-две ставки, классное руководство, выполнять множество дополнительных поручений — разрабатывать фолианты рабочих программ, быть воспитателями в насильственно насаждаемых пришкольных "оздоровительных лагерях" при отсутствии всякой базы, ремонтировать свои кабинеты и т. д. Чтобы получить надбавку, они вынуждены кувыркаться и плясать на различных конкурсах, идти на ухищрения ради добычи призовых мест. Кроме того, закон о нормативном финансировании предусматривает выделение средств как на оплату труда, так и на учебные расходы (учебники, компьютеры, мебель). Однако допускает свободное перераспределение средств с одной статьи на другую. Предполагаю, что изначально это было сделано с целью, чтобы "приговоренные" маленькие школы могли выплачивать хоть какую-то заработную плату, не допуская острых трудовых конфликтов, как бы самостоятельно (в действительности в безвыходном положении) лишая себя трат на наглядные пособия и современное оборудование. То был иезуитский способ избавления от неугодных — доведение до унизительной стадии нищеты, чтобы родители забрали чад и перевели, где получше, а сотрудники разбежались. Сейчас же количество школ, в которых учебные расходы целиком уходят на зарплату, значительно увеличилось. Такое вот повышение по-вятски.
Частично правительству удалась кампания по разгону школ и педагогов. Иначе не возникла бы упоминаемая губернатором как первостепенная проблема с педагогическими кадрами. В области — сотни вакансий, впереди — тысячи. Крокодиловыми слезами отдают слова Никиты Юрьевича: "Мы в рамках своих полномочий делаем все, что в наших силах. Мы на уровне области выработали системный подход по привлечению в отрасль молодых специалистов...". Несколько поколений выпускников педагогического вуза просто не пришли в школу — туда, где людей гнобили мизерными зарплатами, несусветными требованиями, ничего не давая взамен. Не пришли на место тех, кто был брошен вместе с сотнями закрытых школ. Не стали терпеливо выслушивать претензии о "плохо учат", имея лишь мел и тряпку да кучу никому неинтересных материальных и бытовых проблем. И при этом губернатор еще пожаловался на засилье в школах пенсионеров. Да не будь этих советской закалки пенсионеров, в школах уже были бы пустынные коридоры. Нынче принял молодого специалиста. Девушка три месяца ездила за 40 километров на рейсовых автобусах с двумя пересадками, в пять утра вставала, в шесть вечера приезжала обратно, потом готовила уроки и проверяла тетради. Наконец, взмолилась: не могу. Жилье не купить, никто не сдает, служебного фонда нет. Нашли какой-то старый дом в полузаброшенной деревне, вокруг хлам, водопровод замерз, печь дымит, поселили в тридцатиградусный мороз, первую ночь спала в шапке. А Белых — про помощь таким специалистам, про стипендии, про системный подход...
В своем репертуаре губернатор обозначил "главной проблемой" малокомплектные школы: "При необходимости полноценных школ в размере 120—140 у нас их 600: у нас 80% малокомплектных школ. У нас есть примеры, когда количество учителей в школе больше, чем количество учеников". Я ему все прощаю, даже переименование Кирова в Вятку прощу, но не малокомплектные школы, которые уничтожал он без устали. Я видел школу, которую закрыла пожарная инспекция на приемке в июле, и учителя вместе с родителями в августе без всякой помощи извне оборудовали ее на 2-м этаже в здании детского сада. Ради своих рабочих мест и своих двадцати пяти детей. После чего директора еще судили за нарушение норм пожарной безопасности и дали штраф. Видел школу, на которой сохранилась табличка об открытии в 1942 году — в самый тяжелый год Великой Отечественной. Ради детей, когда уверенности в победе-то не было. А закрыли при Никите Юрьевиче в год, когда пели о фантастическом плане "2020". Как десятки других. Сохранившиеся же ненавидят. Моя бабушка после полувековой работы в колхозе за трудодни получала от советской власти 12 рублей пенсии. Нынешнее содержание малокомплектных школ сравнимо с этой подачкой.
"...Мы будем обеспечивать работу этих школ, пока в них будет потребность. Но необходимо поддерживать и соответствующее качество образования в сельских школах". Разве можно оспорить высказанную губернатором идею "создания новой модели системы образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от состояния здоровья и места проживания"? Все так, вот только из этих уст обещание прокатить с горки на санках звучит тогда, когда нас на телеге летом тащат в топкое, вонючее болото.