"Отплыви на глубину..." День исповедания Св. Петра, 2013
Сегодняшнюю проповедь, посвященную исповеданию Апостола Петра, я хотел бы начать не с того отрывка, что прозвучал уже на литургии. Те события произошли уже накануне итога — Преображения на горе, входа в Иерусалим, Тайной Вечери и Распятия. К ним, этим событиям, мы еще вернемся, конечно.
Я же хочу попросить вас заглянуть в самое начало, туда, где Петр, еще не апостол, а просто рыбак, стоит у берега и моет сети с братом и друзьями. Потому что, по-моему, именно отсюда все и начинается — для него и для нас, пытающихся понять события сегодняшнего праздника. Потому что слова, родившиеся на языке Петра, имеют начало именно тут, в этом утреннем событии, произошедшем за два с лишним года до этого, когда так чудесно совпали два события — неудачная рыбалка и Его проповедь на берегу Генисарета.
1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. (Лук.5:1-9)
Всю жизнь, читая Писание, я проскакивал мимо этого отрывка, пока однажды не задумался над тем, что сказал Петру Иисус. Попробуйте представить себе эту картину: рыбаки всю ночь пытались поймать рыбу, но все было тщетно. Так бывает даже у самых хороших рыбаков, такая невезуха. И вот, опустошенные, усталые, они, стоя у берега, моют сети и вполуха слушают этого нового проповедника, что недавно принял крещение от Иоанна на Иордане. И когда этот учитель попросил Петра воспользоваться его лодкой, как кафедрой, тот не возражал — почему бы и нет? Все равно эта лодка сегодня оказалась ни к чему не годна, пусть хоть потешит народ... Похоже, этот Учитель оказался сегодня более удачливым, чем Петр со товарищи — вон сколько собрал на берегу человеческих рыб!
И тут, к концу своего выступления, Он, Учитель, вдруг сказал какую-то ерунду! Ну, действительно, учил бы Божиим истинам этих простаков и не лез в то, в чем ничего не понимает Он, и так хорошо разбирается Петр! Ведь рыбная ловля — это его, Петра, стихия, ведь он же не лезет с богословскими советами к этому проповеднику!
"Отплыви на глубину, — сказал тогда Этот Учитель Петру. — Закинь там свои сети".
"Учитель, разве ты не видишь, мы уже все собрали и помыли сети. Всю ночь мы пытались сделать свою работу, раз за разом вытаскивая пустые сети из воды. Мы знаем, такое бывает — вода капризна, рыба своевольна. Сегодня нам не повезло, мы расстроены, но только не учи нас правильной рыбалке, пожалуйста! Мы пробовали ловить рыбу и на мелководье и на глубине, но все тщетно. Сегодня не наш день". Так, наверное, подумал Петр. Но сказал по-другому.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали,... но по слову Твоему закину сеть.
И "трепетное серебро рыб" наполнило их лодки...
"Отплыви на глубину..." Вот то слово, по которому послушно закинул сеть усталый Петр.
"Отплыви на глубину..." — только ли это слова о подводном рельефе Генисарета? Разве не там собирается рыба, где хочет ее Создатель, Божий Сын? Разве не мог Он предложить Петру выловить ее на мелководье?
"Отплыви на глубину..." Нам всем сегодня так не хватает этих слов, как руководства к действию. Ведь мы привыкли барахтаться на мели наших проблем и плавать туда-сюда по прибрежным водам нашей сложившейся жизни — семья-работа-учеба-телевизор, иногда церковь, но чаще снова — семья-работа-учеба-телевизор-семья-работа...
А Он предлагает нам другое:
"Заплыви на глубину..."
Готовы ли мы рискнуть? Готовы ли мы поверить Его тихому слову, прозвучавшему в нашей лодке? Или мы ограничимся только раздраженным: "Мы трудились всю нашу жизнь и не поймали ничего..."?
Здесь, в этом раннем утреннем лове рыбы по слову Иисуса совершилось зачатие тех слов, что Петр произнесет более двух лет спустя.
"Ты — Христос, Сын Бога живого..."
Но и этому исповеданию, которое мы сегодня вспоминаем, предшествует еще кое-что.
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? (От Матфея 16)
Зачем пошел Он с учениками в Кесарию? Я думаю, причиной тому — усталость и желание побыть наедине с учениками, с Двенадцатью. Ведь вспомните, что предшествовало этому вопросу Господа? — Он только что накормил четыре тысячи человек, Он многих исцелил и много учил собравшихся вокруг Него людей. Всю эту толпу, жаждавшую чудес, исцелений, хлеба и зрелищ. И Он устал. В конце концов, ведь Он же был Человеком, Которому нужны были простые основы жизни — сон, еда, отдых. Преданные друзья. Именно тогда Он и удаляется от всей этой толпы, от суеты — в область Кесарии, в пустынные места, где только Он — и его друзья. Лука об этом так и пишет в своем Евангелии:
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? (От Луки 9)
Простой вопрос.
Но не досужее любопытство двигало Им в тот день. Потому что Он прекрасно знал ответ. Знал, как неглубока вера всех тех, кто ходит за Ним по Палестине, ища знамений и чудес. Знал, то, что и сказали ему Двенадцать:
"...одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков..."(От Матфея 16:14)
Не эти поверхностные разговоры о Нем волнуют Его сейчас. И тогда Он задает тот самый, тестовый вопрос Своим ученикам:
...А вы за кого почитаете Меня?...
Это — как прыжок со скалы в море. Как сеть, закинутая на глубину в то памятное утро. Если там глубина — не разобьешься. Напротив, приобретешь столько, что сети будут прорываться...
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. (Матф.16:16)
Глядя на Иисуса, усталого, изможденного Учителя, Петр увидел Христа, Сына Божьего. Настало время не просто слушать (помните? "Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте"), но и говорить.
Тогда, в то памятное утро чудесного улова, Господь сказал Петру: "Не бойся; отныне будешь ловить человеков..." (Лк 5:10)
И сегодня, когда Он испытал глубину веры Петра и Двенадцати, Он вновь поддержал его. И заложил в основание Своей Церкви первый камень.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. (Матф.16:17-19)
Это — нас с вами, братья и сестры. О тех, кто по слову Петра и его последователей донес до нас наше прощение и спасение.
Церковь — глубока. Не мелководье с ее суетой, потреблением и обогащением, мыслями о карьере и прочем беличьем круге, но — глубина — это стихия Церкви. Здесь нет места пошлому политиканству, играм на патриотизме, показной роскоши и фарисейской набожности. Здесь царит не патриарх и даже не президент с его Госдумой, здесь все наши взгляды устремлены на Того, Кто спрашивает нас: "А вы? Вы за кого почитаете Меня?"
Здесь можно утонуть, если испугаться и отвести взгляд и замешкаться с ответом. Но здесь же его протянутая рука и наш вопль сливается с криком того же Петра: "Господи! Спаси меня!" (Мф 14:30-31)
В последнее время я все чаще стал задумываться об этом — о том, как нам не хватает этой глубины. О том, что мы сами себя часто лишаем этого восторга — идти по воде к Нему, ощущая под собой сотни метров воды, плыть, как Ноев ковчег по стихии, поглотившей грех и спасшей нас в крещении, выходить на глубину, как лодка Петра, где, по Его слову, наши сети наполнятся...
Сегодня, приближаясь к алтарю Его Тела и Крови, попросите Его о том же, о чем прошу Его я:
"Господи! Я верю в то, что Ты — Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Я верю, что Ты пришел в этот мир, чтобы спасти меня, маленького грешного человека. И я прошу Тебя — встретившись со мной сегодня в трапезе Евхаристии, обнови мою веру в Тебя. Чтобы моя жизнь всегда сверялась по слову Твоему. Дай мне глубины..."