Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Комиссия Минобрнауки разоблачила конвейер липовых диссертаций: у главы спеццентра МГУ "весь букет нарушений"


Комиссия при Министерстве образования и науки, сформированная из-за сообщений о сомнительной ценности диссертации директора Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ Андрея Андриянова, выявила "превышенную норму" заимствований не только в его работе, но и в ряде других диссертаций, защищенных в стенах Московского педагогического госуниверситета (МПГУ), где защищался Андриянов. Теперь комиссия велит наказать всех нарушителей лишением ученых степеней, передает РИА "Новости".

Экспертная комиссия под руководством замглавы Минобрнауки Игоря Федюкина начала работать с конца ноября 2012 года. За это время группа, в которую вошли историки и другие ученые, проверила 19 докторских и 6 кандидатских диссертаций по истории, защищенные в период с 2007 года по настоящее время. В результате во всех, кроме одной работы, были выявлены случаи плагиата. Семь диссертаций были отданы на проверку Российской государственной библиотеке. Согласно ее заключению, доля плагиата в них составила от 13 до 87% (в тексте Андриянова объем заимствований равняется 53,89%, сообщает Lenta.ru, в распоряжение которой попали выводы комиссии).

Кроме того, как отмечает РИА "Новости", в библиографии 24 из 25 диссертаций были обнаружены несуществующие статьи. Их количество составило от 33 до 100%. Также в 22 случаях организации, которые якобы представили положительные заключения о диссертациях, сообщили комиссии, что работы у них не обсуждались. "По сути, речь идет о массовых фальсификациях. Полученные официальные заключения и отзывы указывают на то, что была поставлена на поток работа по изготовлению фиктивных диссертаций, которые составлялись из фрагментов чужих текстов, сопровождались фиктивными отзывами ведущих организаций, фиктивными списками публикаций", - говорится в докладе комиссии.

В качестве мер борьбы с фальсификациями комиссия предложила лишить ученых степеней всех "пойманных за руку" диссертантов, увеличить с трех до десяти лет срок, в течение которого недобросовестного ученого можно лишить степени, а также наказать руководство МПГУ, которое "поставило на производство" липовые диссертации. Впрочем, позже замглавы Минобрнауки Игорь Федюкин пояснил, что "распространять выводы комиссии на весь вуз в целом нет оснований".

Что касается Андрея Андриянова, то его судьбу должен определить МГУ. "Мы ждем решения от руководства МГУ, в данном случае есть весь букет нарушений", - цитирует ИТАР-ТАСС Федюкина. Надо отметить, что сама комиссия не имеет никаких полномочий. Все решения остаются за Минобрнауки.

Скандал вокруг Андриянова, окончившего химический факультет МГУ, разразился после того, как выпускники СУНЦ направили апелляцию в Высшую аттестационную комиссию, требуя проверить правомерность присуждения Андриянову степени кандидата исторических наук. Они утверждали, что автореферат диссертации, тема которой звучала как "Студенческое движение в общественно-политической жизни города Москвы в 1991-2008 гг.", отсутствует в основных библиотеках, как и опубликованные им статьи.

Как сообщает "Большой город", из остальных 24 сфальсифицированных диссертаций шесть написали преподаватели РГСУ, четыре - преподаватели МПГУ, три - сотрудники Армавирского педагогического госуниверситета и по две из Университета управления при Правительстве Москвы и Гуманитарного университета им. Шолохова, пишет "Большой город".

Также в выборку вошли по одной диссертации из МГУ (юрфак), Института международного права и экономики им. А.С.Грибоедова, ВНИИ МВД, Ярославского педагогического университета им.К.Д.Ушинского, Астраханского технического университета, Московского института экономики, менеджмента и права и Московского государственного университета приборостроения и информатики, а также Волгоградского колледжа профтехнологий, экономики и права. Диссертацию же упоминавшегося в связи со скандалом националиста Владимира Тора (Владлена Кралина) в РГБ не нашли, а текст из библиотеки МПГУ комиссия получить не успела.