СПЧ: столкновения на Болотной спровоцировала полиция
Фото: Reuters Совет по правам человека при президенте РФ подготовил заявление по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года. Информация о готовящемся заявлении СПЧ просочилась в прессу 1 февраля. Суть заявления, по сообщению газеты "Известия", в том, что беспорядки на Болотной площади были спровоцированы силами полиции и властями, а вовсе не 20 людьми, которые сейчас проходят по "Болотному делу" в качестве обвиняемых. Член СПЧ и председатель межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" рассказал PublicPost о содержании заявления и о том, как власть намеренно готовила провокацию 6 мая. Заявление может быть опубликовано на официальном сайте СПЧ уже сегодня.
Павел Чиков, член СПЧ, председатель ассоциации "Агора"
Есть заявление СПЧ, принятое большинством голосов, относительно событий на Болотной площади.
— На основании чего было составлено заявление: анализа уголовных дел, показаний свидетелей?
Это был анализ и материалов самих дел, к которым имеется доступ сейчас. Кроме того, нужно учитывать, что "Болотное дело" с самого первого созыва состава Совета курируется у нас постоянной комиссией по гражданским свободам, которую возглавляет Николай Сванидзе. Было несколько заседаний этой комиссии, на которых присутствовали защитники нескольких обвиняемых. И, соответственно, на основании анализа дела и имеющейся информации было сделано заявление, которое поддержало большинство членов Совета.
— Главный пункт заявления о том, что беспорядки спровоцировала полиция. В чем именно состояла провокация: в перестройке оцепления, которая привела к давке, или ее устроили люди в масках, о которых сейчас многие говорят?
Речь идет в целом о том, что действия властей в ходе разрешенного, законного публичного мероприятия, которое проходило 6 мая 2012 года на Болотной площади, были направлены на то, чтобы создать напряженность между участниками и полицией и спровоцировать участников на прорыв оцеплений. Ряд действий сотрудников полиции, которые меняли периметр ограждения, которые действовали по распоряжению своего начальства в нарушение заранее согласованного маршрута и расстановки сил и средств, создавали "бутылочное горлышко" и привели к резкой концентрации участников в определенных местах площади.
Все это неизбежно спровоцировало прорыв оцепления и как раз те столкновения, которые сейчас вменяются обвиняемым. Насколько подтверждено участие каких-то провокаторов, я не могу говорить за следствие. Никто из членов Совета не обладает оперативно-следственными полномочиями для того, чтобы фиксировать какие-то доказательства. Но сам факт наличия такой информации свидетельствует о том, что, возможно, была некая третья сила, не имеющая отношения к обвиняемым. То есть люди, которые не установлены, и их принадлежность к какой-либо силе тоже. Между тем 20 человек находятся под следствием, и большинство из них — под стражей.
Так что речь идет как минимум об этом, не говоря еще о других доказательствах, которые есть в распоряжении защиты и которые она намерена предъявить в рамках судебного заседания. То есть все больше и больше ситуация выглядит таковой, что она была заранее спланирована и создана органами власти для последующего подсознательно политически мотивированного судебного процесса.
— В связи с заявлением СПЧ будет ли корректироваться позиция защитников по "Болотному делу"?
Защита подавляющего большинства обвиняемых имеет единый координирующий центр. Между собой защитники все общаются. Адвокаты, которые работают по проекту "РосУзника", по проекту "Агоры" и адвокаты других обвиняемых согласовывают свою позицию как минимум потому, что статья 212 (организация массовых беспорядков) предъявлена всем. У большинства есть свой эпизод по 318 (применение насилия в отношении конкретного полицейского), и с этим каждый адвокат разбирается самостоятельно. Но общее обвинение всех по 212 неминуемо привело к необходимости согласования по 212 за исключением Лузянина, судьба которого известна. И, безусловно, заявление Совета по правам человека имеет очень большое значение для этого.