Дата
Автор
Ярослав Голодов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кемерово: выборы изнутри

Это был мой четвертый визит в Кемерово. В город, где нет выборов, нереально разменять 5000 рублей и суды не знают, что такое правосудие. Это были мои первые выборы, где я не потерял ни одной ручки.

Именно в Кемерово качество подготовки комиссий, проходящих тесты ЦИК РФ на 90%, неимовернейше низко. Во время заседания комиссии черное с легкостью единогласно объявляется белым. Только здесь махинации на выборах делаются не за деньги, а из чувства преданности к руководству.

В декабре 2012 года я предварительно общался со штабом кандидата от партии "Яблоко" Сташа Артура Борисовича, нашел уровень их готовности к выборам низким и счел ненужным приезжать. Ситуация переменилась 10 января 2013 года, когда объединенная новосибирская оппозиция решила поддержать кандидата от партии "Яблоко". В Кемерово был отправлен десант из тридцати представителей КПРФ, "Другой России", "ГОЛОСа", "Яблока", Национально-Демократической партии.

Я приехал в Кемерово в пятницу, 25 января. В 17:00 мне надо было пояиться в ТИК Кировского района, чтобы получить удостоверение члена комиссии, узнать необходимые для работы данные, узнать время проведения приемки участков, чтобы принять в ней участие и многое другое. Но войдя в кабинет комиссии, я узрел их полуобморочные лица — выяснилось, что кроме бывшего заместителя Тулеева и бывшего главы горизбиркома (и естественно, опозиционного кандидата Сташа) по решению Верховного Суда будет участвовать кандидат от ЛДПР — Орехова Ирина Владимировна. Соответственно, все выданные 400000 бюллетеней были сожжены, типографии экстренно начали печатать новые, комиссия не могла дать точной информации о времени получения бюллетеней от горизбиркома и, соответственно, передачи непосредственно на участки.

Субботу я совершенно внезапно для себя провел в качестве первого юриста штаба. Оповещения меня о передачи бюллетеней не было, ответов на направленные в городскую и областную избирательные комиссии жалобы я пока не получил.

Итак, воскресенье, день выборов. 19 участков. На всех комиссии очень плавали в понимании закона. Мною было подано всего две жалобы, хотя оснований для подачи жалоб хватило бы на два десятка.

Ни на одном из участков, которые я посетил, не было обеспечено нахождение в пределах зоны видимости наблюдателей всего выборного процесса, везде были неправильно составленные реестры для голосования вне помещения с количеством не менее 200 человек, на части сейфы с документами и бюллетенями были в другом помещении, на некоторых вызовы для голосования на дому принимались в другой комнате. На участке по адресу Инициативаная, д. 42 данные о проголосовавшем избирателе в дополнительном списке не содержали года его рождения (без подачи жалобы в течение трех минут совместно с председателем ТИК проблема была решена).

На двух участках — №№239 и 249 были вызваны нашими наблюдателями сотрудники полиции. На 249-ом был вброс. Причем факт вброса подтвердил и присутствовавший на участке сотрудник полиции. Но голосование было продолжено, урна аннулирована не была. При проверке книг избирателей были обнаружены карандашные записи типа "болен", "не голосует" и прочее. На 239-ом член комиссии с решающим голосом обнаружила, что один и тот же человек проголосовал и на участке, и на дому. Кроме этого, на участке 250 была подана жалоба о вбросе, на участке 251 комиссия не выдала копию протокола наблюдателю и этих оболтусов лично председатель ТИК звонком заставил вернуться с полпути в ТИК обратно на участок до сдачи документов. 239-ый отличился еще раз — особое мнение члена комиссии с решающим голосом не было прикреплено к протоколу, хотя по закону является его неотъемлемой частью. Факс из горизбиркома с особым мнением по данному участку я до сих пор не получил.

Это была моя шестая выборная кампания, и я потому знаю, что подсчитать полторы-две тысячи бюллетеней в строгом соответствии с законом быстрее, чем за два часа, просто нереально. Вот реальная хроника ТИК Кировского района Кемеровского городского округа:

20:51 — сдан протокол участка №256 (на участке был КОИБ, так что тут скорость пусть и высокая, но не вызывает абсолютного недоверия);

20:58 — сдан протокол участка №241 (соседнее здание с ТИК);

21:10 — сдан протокол участка №243;

21:28 — сдан протокол участка №245;

21:29 — сдан протокол участка №240;

21:33 — комиссия участка №251 уехала с участка не выдав наблюдателю копию протокола;

21:35 — сдан протокол участка №254;

21:42 — сдан протокол участка №250;

21:45 — сдан протокол участка №253;

21:48 — сдан протокол участка №246;

21:50 — сдан протокол участка №247;

21:56 — сдан протокол участка №252;

22:01 — сдан протокол участка №242 (КОИБ);

22:02 — на участке №249 отказались выдавать копию протокола;

22:16 — привезен протокол участка №251;

22:20 — началось заседание по жалобе наблюдателя с участка №251 на нарушение порядка подсчета голосов;

22:37 — по жалобе отказано: 6 голосов против, 2 воздержались (КПРФ, ЛДПР), сдан протокол участка №251;

22:39 — сдан протокол участка №255;

22:41 — сдан протокол участка №248;

23:03 — сдан протокол участка №239 (без особого мнения);

23:05 — сдан протокол участка №244;

23:36 — началось заседание по жалобе наблюдателя с участка №249 на нарушение порядка подсчета голосов (по ссылке можно посмотреть видео от журналиста от "ГОЛОСа", присутствовавшего при подсчете);

00:24 — по жалобе отказано: 6 голосов против, 2 воздержались (КПРФ, ЛДПР), сдан протокол участка №249;

00:45 — начато заседание ТИК, подводящее итоги голосования;

01:22 — заседание завершено;

01:50 — мне выданы протокол и сводная таблица итогов голосования по району;

03:10 — документы ТИК сданы городской избирательной комиссии.

Отдельно хочу отметить председателя ТИК Кировского района Курушина Алексея Николаевича. Это достаточно компетентный юрист с чувством юмора. Мы параллельно с ним проехали шесть участков, куда подряд вызывали вначале меня наши наблюдатели, а потом его сотрудники комиссий. Во всех случаях (за исключением участка №239, где была жалоба по нарушению процедуры голосования вне помещения — возращавшиеся на обед члены комиссии вносили в книги паспортные данные проголосовавших. Сдачи урн и бюллетеней не производилось, но вместе с тем и не выдавались новые выписки из реестра и, соответственно, бюллетени. То есть сугубо процессуальная жалоба, не влияющая на результаты волеизъявления) наши толкования законодательства совпадали и разрешался конфликт между наблюдателями и членами комиссий с восстановлением установленного законом порядка голосования.

При этом неохваченность наблюдателями всех участков, наглые вбросы, выдачи бюллетеней без оснований и фальсификации книг избирателей (к примеру, в понедельник двое кемеровчан на условиях анонимности рассказали, что они пришли вечером на участок, обнаружили, что за них уже проголосовали, но все равно получили бюллетени и проголосовали), призывающие голосовать за "Единую Россию" песни, беззастенчиво включавшиеся на каждом участке. Весь город стал единой нелепо вертящейся каруселью, которая радостно накручивала явку и проценты нереальных результатов. 91% голосов, нарисованный Ермакову, является грандиозной фальсификацией. Причем самое удивительное — абсолютно бессмысленной, поскольку победа его была очевидна еще до начала выборов.

Результат работы новосибирских журналистов отражен в данном видео, где собраны самые яркие нарушения из замеченных:

Для тех, кто не считает ассоциацию "ГОЛОС" агентами ГосДепа — поступившие по их линии нарушения. Большинство подтверждаю, как человек, находившийся на связи с выборным штабом.

Также на выборах был и десант из четырех представителей корпуса "За чистые выборы" во главе с самим Борисом Надеждиным, оставившим в своем блоге такое мнение, но уже вечером вторника изменивший его ближе к моему.

Вот еще хороший и честный рассказ человека, который около девяти часов был моим водителем и поневоле нахватался кроме своих впечатлений и моих комментариев.

Мнение председателя Кемеровского отделения "Яблока" Галины Веревкиной.

Всего по итогам выборов мной поданы две жалобы в УИКи (в целом по району, включая мои две, было подано восемь жалоб), пять в городскую комиссию, одна в областную. Наблюдателями качественно было закрыто всего шесть участков (меньше трети). Я получил много личного опыта о том, как должна быть организована правильная система наблюдения, но вместе с тем о сих пор не могу найти ответа на вопрос: "Для чего в городе Кемерово выборы?.."

Холопство, неграмотность, бедность. Сочетание этих трех факторов цементирует выборную систему в диких девяностых, где выборов по своей сути тоже не было. И что самое плохое — я не знаю, как эту систему можно изменить.

И в заключение, официально объединенной новосибирской оппозицией была дана такая оценка:

"27 января в Кемерово состоялись выборы мэра города, отмеченные традиционными для кузбасского "Аманата" нарушениями избирательного законодательства и всевластием административного ресурса. Явка и "результат" официального кандидата от "Единой России" поражают воображение своей фантастичностью.

Явка превысила 82%, а тулеевский кандидат единоросс Ермаков получил 90,99% голосов! Помощница Владимира Жириновского Ирина Орехова, восстановленная в статусе кандидата по решению Верховного Суда всего за два (!) дня до выборов, набрала 3,71% голосов. Бизнесмен Артур Сташ, принимавший участие в выборах как кандидат партии "Яблоко", получил 2,60%, пенсионер-самовыдвиженец Тимофей Попов — 1,63%.

Новосибирские коммунисты хорошо знают специфику Кузбасса по выборам в областной Совет в 2008 году, за четыре года ничего не изменилось. Кемеровская область под властью Тулеева остается зоной тотальных фальсификаций. Бюрократическая система администрации на полную силу работала на официального кандидата Ермакова. Бизнесмен Артур Сташ, выдвинутый "Яблоком" и в течение всей избирательной кампании бывший единственным соперником Ермакова, на себе испытал всю мощь едроссовского избирательного катка. Понимая, что один в поле не воин, Артур Сташ обратился за помощью к оргкомитету "Новосибирск требует перемен", объединяющему оппозиционные партии и организации. Новосибирцы из КПРФ, "Другой России", Национал-демократической партии, отделения партии "Яблоко" откликнулись на просьбу о помощи. Они приняли участие в организации контроля на избирательных участках в день голосования. Новосибирский десант в Кемерово 27 января был в участковых и территориальных избирательных комиссиях, обеспечивал информационную работу, публикуя в социальных сетях хронику нарушений, помогал в решении оргвопросов.

Приезд новосибирцев не остался незамеченным кемеровскими властями: "наглые, как москвичи, порядки свои устанавливают, жизни нас приехали учить", слышали наблюдатели от правоохранителей. Полицейский полковник назвал авторов видео с "каруселью" злостными провокаторами. Кемеровские власти оказались застигнуты врасплох, они полагали, что выборы пройдут тихо, без особой огласки, но в итоге о "кемеровской аномалии" вновь заговорили по всей стране.

Наблюдатели от кандидата Сташа зафиксировали массовый подвоз избирателей для голосования, на автобусах с надписью "психбольница". Неоднократно наши товарищи сталкивались с наглыми вбросами бюллетеней, полиция при этом никак не реагировала на происходящее. На одном из участков была обнаружена недостача бюллетеней, при этом в сейфе председателя участковой комиссии нашли агитацию за кандидата от "Единой России"! Наблюдателей от объединенной оппозиции, чтобы не мешали творить беззаконие, под надуманными предлогами удаляли с территории избирательных комиссий. Перед самым завершением голосования, полиция силой вывела с территории участка члена вышестоящей территориальной избирательной комиссии! Молодую девушку — наблюдателя — увезли на "скорой", ей стало плохо, она не вынесла прессинга. Полиция на этих выборах активно использовалась для оказания давления на наблюдателей от оппозиции.

Апофеозом абсурда стала попытка задержания полицией кандидата на пост мэра. Артур Сташ приехал на избирательный участок, где члены УИК фактически изолировали наблюдателя от процедуры подсчета голосов. На место приехал сам кандидат и член территориальной комиссии, они стали стучать в окна и двери, требуя законного присутствия при подсчете. В итоге на место прибыло два наряда, а капитан полиции настойчиво требовал от Сташа проехать в отделение для дачи объяснений. Пришлось напомнить капитану об обязательной санкции прокурора для задержания кандидата на пост мэра.

Под властью Тулеева кемеровский "Аманат" превратился в зону политической аномалии. Выборы — здесь это театр абсурда, не имеющего ничего общего со свободным и честным голосованием, тут не демократия, а разнарядка, не законы Российской Федерации, а приказ бая-начальника. В Кузбассе права и воля граждан власть не интересует, чиновники стремятся сделать одно — угодить капризам и прихотям стареющего "падишаха".

27 января представители новосибирской объединенной оппозиции лично увидели, какую "демократию" "Единая Россия" стремится построить во всей России, ведь перед "опытом" и "победами" Тулеева в партии власти испытывают неподдельное благоговение".