Вот что-то пролетело и ага
По пятницам в 9:20 у меня заканчивается первая пара в университете. И, вы будете смеяться, 15 февраля мы со студентами как раз разбирали тему "рисующие шумы как выразительное средство радио". Т. е. непосредственно перед тем, как этот чудный болид взорвался где-то в небе над нашим благословенным городом, мы прослушали некоторое количество радиопрограмм, где что-то грохотало, лилось, щелкало, падало, а в одном сюжете про святочные гадания вообще был явный перебор со всяческой звуковой чертовщиной — демонически хохотал домовой, пронзительно скрипели половицы и т. п. И вот вместо ожидаемого звонка — яркая вспышка. На улице было уже светло, но электрический свет еще горел, так что сначала показалось — это просто перепад напряжения в сети, на который среагировали и прожекторы на стройке под окном. Я скорее поверю в технический сбой, чем в Илью-пророка на огненной колеснице. А раз ничего не задымило и не загорелось — тишина — спокойно завершаем лекцию.
Здесь я вынуждена сделать небольшой экскурс в прошлое. Вы опять будете смеяться, но пару месяцев назад, 21 декабря, когда нас из каждого утюга пугали концом света, тоже была пятница, а у меня была первая пара у студентов-радийщиков; так вот посреди пары, а за окнами было еще очень темно, вдруг раздался грохот — в окно мало что было видно, но по звукам стало понятно, что это не взрыв и не перестрелка братков возле Теплотеха, а все же фейерверк. Как потом выяснилось, это и вправду был салют, непонятно за каким чертом устроенный в центре города не то в честь дня энергетика и конца света, не то в честь дня рождения магазина. Словом, нас не так-то просто запугать странными звуками и вспышками за окном во время первой пары.
Но когда жахнули раскаты взрыва и старый корпус университета завибрировал, как какая-нибудь стиральная машина копейского производства, а пожарная сигнализация потребовала немедленно покинуть здание, уже сработали навыки, отработанные во время учений по гражданской обороне: отключить электричество, быстро собратья и эвакуироваться. Один из лестничных пролетов был завален битым стеклом, так что пришлось спускаться по дальнему от нас; на первом этаже возле гардероба тоже были выбиты все стекла, но ни дыма, ни обвалившихся перекрытий, к счастью, не было видно. В вестибюле навстречу мне попалась студентка, которая решила вернуться в аудиторию за оставленными вещами, я ее успокоила, сказав, что дверь заперла и для начала надо выяснить, что произошло и можно ли вернуться в университет. "Там висит странное облако", — сказала она. Облако выглядело как очень мощный след от реактивного самолета и казалось слегка оранжевым, скорее всего, из-за восходящего солнца. Ничего похожего на ядерный взрыв. Или облако от горящего вагона с бромом (не, вагон с бромом горел в Челябинске 1 сентября 2011, а первая пара у меня была на следующий день ).
Стационарный телефон не работал, мобильная связь почти у всех пропала, хотя отдельным счастливцам удалось дозвониться не то до родных, не то до редакций новостей — журфак все же. Сначала вообще ничего не было понятно — это какой-то локальный взрыв или весь город разбомбило, но студенты, прибывавшие ко второй паре, рассказывали, что видели летящий объект, который потом взорвался, и кто-то даже успел снять на телефон. Словом, картина хоть немного прояснилась, по крайней мере, стало понятно, что в экстренные службы можно не звонить, а детей надо распускать по домам. Возвращаясь за оставленными в аудитории вещами, мы с моей студенткой по дороге поговорили о странном совпадении — только что обсуждали шумовые эффекты и символику и эмоциональное воздействие звука, а тут на тебе, пожалуйста!
Мой мобильный телефон был бесполезен, пришлось восстанавливать коммуникации с семьей доисторическим способом — пешком, благо, моя сестра работает в двух кварталах от третьего корпуса ЧелГУ. Слава богу, она как раз говорила по телефону с мамой. Никто не пострадал, только кошка испытала потрясение, сравнимое с падением шкафа во время ремонта. Так что можно было ехать на работу. По дороге в маршрутке, которая ехала из Шагола (это поселок при бывшем военном летном училище) выяснилось, что упал не самолет, зато часть кирпичной стены у цинкового завода разрушена и оттуда идет дым. Водитель пытался на радиоприемнике найти хоть какую-то официальную информацию, но слышна была только болтовня диджеев, которые черпали слухи из интернета: про инопланетян, корейскую ракету, астероид размером с футбольное поле, бомбардировщик, упавший в парке Гагарина, взрыв на ГП "Сигнал", потому что летело откуда-то со стороны Ленинского района. Словосочетание "оперативный штаб" нигде ни разу не прозвучало.
Делясь с коллегами утренними впечатлениями, рассказала им и про тему занятия. Посмеялись: "Может, Юлия Владимировна, вы больше не будете так тщательно готовиться к встрече со студентами". А я говорю, у меня еще есть запись радиофильма про учения с испытанием ядерного оружия на Тоцком полигоне, на примере которой я показываю, как надо работать с документальными источниками. Помните черно-белые кадры про атомный взрыв, который до сих пор показывают на уроках ОБЖ? Они снимались тогда и там. Но эта тема у нас будет в следующем семестре. А дважды в одну воронку...
PS Кстати, во время лекции вспоминали и про знаменитую радиопостановку Орсона Уэллса по "Войне миров", говорили о том, насколько реалистичной может оказаться звуковая картинка.