Дата
Автор
Лариса Малюкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Осторожно: двери не открываются!

До российских экранов доехал наконец фильм-катастрофа «Метро». Длина «пути» — 126 минут, 1300 «вагонов» — копий. Стоимость $13 миллионов, из них $7 миллионов — частные инвестиции.

До российских экранов доехал наконец фильм-катастрофа «Метро». Длина «пути» — 126 минут, 1300 «вагонов» — копий. Стоимость $13 миллионов, из них $7 миллионов — частные инвестиции.

Фильм режиссера Антона Мегердичева — сплав голливудских блокбастеров с отечественным хитом «Экипаж». Собственно говоря, это первый российский фильм-катастрофа за последние 25 лет. И поэтому, несмотря на ряд огрехов и недоработок, хочется поддержать его продюсеров — Игоря Толстунова и Сергея Козлова, решившихся реанимировать один из самых зрительских жанров.

Как известно, со зрительским кино у нас полная катастрофа.

В «катастрофическом» фильме должна быть злая сила или природный катаклизм, на худой конец — техногенный срыв. В нашей «подземельной» версии сила зла — вода. Черные воды Москвы-реки подтачивают стены туннеля. А кроме стихийных сил, конечно, виной всему преступное российское раздолбайство. Оно и есть наш «враг № 1». Неуправляемая точечная застройка повсеместно заглубляется котлованами, провоцируя подъем грунтовых вод, грозя техногенными авариями в метрополитене — свидетеле сталинской эпохи, некогда носившем имя Кагановича. И ведь все это не из фальшь-антиутопии — из нашей действительности. И когда бьющего тревогу бдительного обходчика подземки в фильме отправляют «проспаться», это похоже на правду. И когда люди, попавшие в ловушку затопленного туннеля, оказываются предоставленными сами себе — тоже. И когда начальник метрополитена должен по инструкции залить жидким азотом аварийный туннель, а он все тянет, потому что в туннеле могут быть люди… Самоотверженность одних и пофигизм других, мародерство и геройство — стороны одной медали нашей неменяющейся действительности.

Сцены катастрофы и ее последствий — лучшие, наиболее выразительные, точные. Компьютерная графика добавляет эффект присутствия. На премьере несколько раз раздавались аплодисменты. Картинка с выползающими на улицу из подземных «врат ада» ранеными людьми, которых ловят телевизионщики (естественно, из охочего до «горячих новостей» НТВ), — до боли знакомы. Вообще метро — правильное для отечественного любителя кинокатастроф место. Потому что досконально обжито. А нет ничего страшнее, чем превращение знакомого пространства в неведомое, опасное.

Слабое место фильма — человеческая история. Именно то, что делает фильм-катастрофу драмой сопереживания. Кэмерон говорил, что для него самое главное — совместный опыт погружения в экранное действие, поэтому две трети фильма «Титаник» занимает блистательная жизнь лайнера, взаимоотношения его обитателей. То же самое можно сказать об «Экипаже». Как писали в советских аннотациях к фильму Александра Митты: режиссера вдохновили на работу «Приключения Посейдона» и «Челюсти», но ему важно было показать всю многогранность человеческих отношений. Поэтому он и пригласил писать сценарий зубров кинодраматургии, знатоков человеческой психологии — Юлия Дунского и Валерия Фрида. Сценаристы «Метро» Денис Курышев и Виктория Евсеева с подобной задачей не сумели справиться. Их герои выписаны однолинейно. Есть красавица Ирина Светланы Ходченковой (красное авто к красным туфлям). Ее любовник Константинов (Анатолий Белый) — процветающий бизнесмен. Он — один из виновников катастрофы, так как промышляет тендерами на точечную застройку, следовательно — персонаж находчивый, но отрицательный. Муж Ирины — доктор Гарин: зарплата низкая, зато человек хороший. Сергей Пускепалис не впервые играет доктора с непростой личной судьбой. Ирина мается не первый год — выбор труден: у них с Гариным растет дочь. Потом в одном вагоне адской подземки окажутся хирург с дочерью и любовник. Вот всё и разрешится…

Главные актеры играют достоверно, но в палитрах их персонажей одна-две краски. Отличная пара юных Ромео (Алексей Бардуков) и Джульетты (Катерина Шпица), познакомившихся в эпицентре катастрофы. Среди второстепенных героев мне показались излишне театральными выпивоха-гандболистка Галочка (Елена Панова) и Станислав Дужников, произносящий столь проникновенные монологи, что сразу понятно: нет, не жилец… Некоторые сюжетные повороты выглядят поддавками (как беспрерывно пропадающий и возникающий аэрозоль юной девушки, больной астмой, — спасательная палочка для действия).

Тем не менее фильм смотрится почти с неослабевающим интересом (исключение — сцена долгого прохода по затопленной шахте).

Среди плюсов картины — неглупый юмор. К тому же постепенно на экране возникает довольно убедительный образ мегаполиса-дракона, набитого машинами, пышущего углекислым газом, втягивающего в свою подземную утробу толпы беззащитных людишек.

P*.S.*Текст дописан. Надо идти в метро… на работу ехать. Но как же не хочется…