Школа вне закона. Строптивому учителю придумали издевательскую работу
Стало расхожим штампом утверждение, что учителя бесправны, покорны и всего боятся. О том, какими методами достигается такая "покорность" и что грозит тем педагогам, которые все же решаются противостоять произволу, — рассказ учителя школы №2 с. Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан Альбины Дмитриевой. Сразу скажем, это пример как раз того еще редкого рода, когда учитель оказался не робкого десятка и свои права защищает умело и стойко.
"08.11.2012 я была уволена из школы в связи с "сокращением". Не согласившись с увольнением, я обратилась к администрации школы с просьбой рассмотреть трудовой спор, но моя просьба осталась без ответа. Далее я обратилась к председателю Стерлибашевской районной организации профсоюза (в составе ФНПР) Т. Рысаевой за поддержкой. Т. Рысаева приняла тогда сторону дирекции школы и признала его действия не противоречащими законодательству.
В уведомлении о сокращении мне, учителю по специальности, предложили перевод на единственную (!!!) вакантную (якобы) должность повара филиала МБОУ СОШ №2 с. Стерлибашево ООШ с. Тятербаш, объяснив, что других вакансий не имеется. И одновременно приняли на работу по совместительству нового учителя для преподавания башкирского языка. Т. е., получается, что вакансия той же квалификации учителя была, а мне ее не предложили.
Будучи не согласна с бездействием Стерлибашевской районной организации профсоюза, я написала в Реском профсоюза работников образования РБ Прониной Е.С. Реском мне ответил, что "руководителем отдела образования администрации Стерлибашевского района и директором МБОУ СОШ №2 с. Стерлибашево допущены отдельные нарушения, повлекшие необоснованное сокращение учебных часов у учителя математики МБОУ СОШ №2 Дмитриевой А.Я. ... предлагаем устранить допущенные нарушения и обеспечить учителя математики Дмитриеву А.Я. учебной нагрузкой".
На основании ответа Рескома я была вынуждена обратиться в Стерлибашевский районный суд с иском о признании действий директора МБОУ СОШ №2 с. Стерлибашево Мирхайдарова Р.В. по отношению ко мне незаконными, восстановлении на работе и выплате упущенной выгоды в виде неполученной заработной платы и других выплат, предусмотренных педагогическим работникам. Суд мой иск удовлетворил. Мотивированное решение суда было изготовлено 11.01.2013 года.
Я также обратилась в прокуратуру Стерлибашевского района с заявлением с просьбой отменить решение директора МБОУ СОШ №2 Мирхайдарова Р.В. о моем увольнении по сокращению, признать действия директора МБОУ СОШ №2 Мирхайдарова Р.В. незаконными, привлечь директора МБОУ СОШ №2 Мирхайдарова Р.В. к дисциплинарной ответственности. Прокуратура выявила нарушения и внесла представление об устранении выявленных нарушений".
И дальше начинается самое интересное. Казалось бы, чего проще, у учителя есть судебное решение о восстановлении на работе. Иди и работай. Приняв на пороге извинения от директора и заверения, что подобное больше никогда не повторится (а то и с должности слететь недолго).
Но не таков директор МБОУ СОШ №2 Мирхайдаров Р.В. Он не может уронить свой авторитет руководителя, публично признав неправомерность своих предыдущих действий. Этак каждый учителишка начнет права качать и на законы ссылаться! Представим вновь слово Альбине Дмитриевой.
"17.01.2013 года с решением суда на руках я пришла в школу. Директор отказался предоставить мне работу, недоумевая, на основании чего он должен это сделать, хотя с решением суда он был ознакомлен лично в ходе судебного заседания. Я была вынуждена написать заявление в службу судебных приставов.
19.01.2013 года меня вызвали в школу для ознакомления с приказами от 12.01.2013 года: "О восстановлении работника на работе", "Об утверждении педагогической нагрузки", "О выплате взысканий", "О назначении ответственных лиц за организацию подвоза обучающихся при перевозке школьным автобусом" (от этого назначения я отказалась). Хотя 15.01.2013 г., 17.01.2013 г., 18.01.2013 г. я приходила в школу и интересовалась, предоставлена ли мне работа, на что получала отрицательные ответы. Это подтверждают также и акты, составленные учителями.
По закону об исполнительном производстве процедура восстановления незаконно уволенного работника заключается не в издании приказа о восстановлении, а в отмене приказа об увольнении, признанного незаконным. После устной консультации в прокуратуре и в службе судебных приставов, 06.02.2013 года меня вновь вызвали в школу для ознакомления с приказом также от 12.01.2013 года (???) "Об отмене приказа". Как пояснил начальник ФССП Аминев У.М., дирекция школы, якобы, не знала (???) о том, что меня нужно ознакомить с этим приказом".
Если вы думаете, что после этого директора-"двоечника" попросили "на выход", то опять сильно ошибаетесь. Если директоров увольнять из-за каждого злостного и циничного нарушения прав учителей, вероятно, рассуждает начальство, то где же их, директоров напасешься, которые не нарушают. Ибо нарушают, но держат народ в узде. А если по закону, то народ из узды-то и выпряжется. О правах опять же заговорит. И в результате был найден "гениальный" способ и решение суда выполнить, и строптивой учительнице место указать.
"Сейчас мне установлена педагогическая нагрузка 19 часов в неделю, и я просто просиживаю это время в учительской, так как включать меня в тарификационный список и ставить мне уроки директор отказался на основании того, что не может у учителей забрать часы. Хотя сами же учителя согласны отказаться от части своих учебных часов в мою пользу", — пишет Альбина Дмитриева.
Комментарий сопредседателя Межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Андрея Демидова:
"Прежде всего хочу отметить не только правовую безграмотность директора школы, работодателя, но и полное презрение к закону. Причем и эта безграмотность, и презрение никак не зависят от того, в маленьком селе или большом городе это происходит. Везде директор (за редким исключением) уверен, что он царь и бог, а учитель — "тварь дрожащая".
Показательна позиция, занятая председателем школьной первички официозного профсоюза — полная поддержка незаконных действий директора. И лишь когда учитель проявил волю к борьбе, ему удалось получить консультацию от вышестоящего профсоюза. Это, к сожалению, тоже типичная ситуация. На низовом уровне "профлидер" часто избирается по указщке директора и поддерживает его, а не работников.
Однако в данном случае мы видим редкий пример того, как учитель, столкнувшись с произволом, не сломался, а сумел добиться справедливости в суде. Кроме того, продиректорская позиция школьного профорга получила принципиальную оценку коллег и теперь профорганизацию школы возглавляет другой человек, заслуживший уважение коллег своей принципиальной позицией. Я уверен, что рано или поздно получат надлежащую оценку действия директора, который продолжает нарушать закон и подвергать защитившего свои права педагога моральному давлению. Думаю, всем педагогам надо брать в пример принципиальность Альбины Дмитриевой и бороться за свои права, несмотря на любые преграды".