Русские в Грузии: немодная нация?
Фото: Reuters
Вернуться в проект "Лингва Франка"
Если не принимать во внимание лирику, а обратиться к фактам, то получится, что жизнь русской диаспоры в Грузии за последние 200 лет тесно связана с войнами.
В 1783 году был заключен Георгиевский трактат — Грузии нужна была защита от Турции и Ирана, России — союзник в Кавказской войне. С тех пор в Грузии появились русские армия, наместник, названия улиц, постройки, церкви, школы, жандармы, инженеры, поэты, ссыльные и, естественно, переселенцы.
Еще один приток миграции приходится на советский период — во время Второй мировой войны, в начале 40-х, Грузия была одним из крупнейших центров эвакуации. Спасаясь от обстрелов и голода люди шли на Кавказ из центральных регионов России даже пешком. Многие нашли здесь вторую родину.
Еще одно переселение — уже из Грузии в Россию — приходится на 90-е годы, и здесь опять виновата война, даже сразу три — гражданская, а потом — в Абхазии и Южной Осетии. Из Грузии десятками тысяч уезжали грузины, что уж говорить о русских. Жить здесь стало неуютно — экономика в начале 90-х достигла дна, криминал — пика, пенсии хватало только на хлеб — вполне понятно, что многие устремились на историческую родину.
До 90-х годов русские были третьей по величине диаспорой в Грузии — около 400 тысяч на почти 5-миллионное население. Сегодня русская диаспора в Грузии по разным оценкам — это всего от 20 до 50 тысяч человек. Половина из них — пожилые люди. Русские старики чаще грузинских страдают от неустроенности и одиночества — сказывается отсутствие поддержки родственников. Молодежь — те, кто пошел в школу в 90-х годах, в основном уже свободно владеет государственным грузинским и от своих сверстников-грузин практически ничем не отличается. Ну а проблем со смешанными браками с русскими в Грузии не было никогда. Сегодня русские в Грузии — это в основном городские жители, творческая и техническая интеллигенция, те, кто в молодости приехал на большие союзные стройки, а также их дети и внуки.
Есть еще одна категория — немногочисленная и очень экзотическая. Это потомки духоборов — направление христианства, отвергающее внешнюю обрядность церкви. Духоборы впали в немилость и были высланы из России еще в начале 19 века. В глухих горных деревнях Грузии они сумели сохранить язык, обычаи и уклад вплоть до одежды и наличников на окнах. Сегодня в селе Гореловка Ниноцминдского района все еще проживает около 200 семей духоборов, здесь действует русская школа, где учится 30 детей.
"Stop Russia"
Уже четыре года между Грузией и Россией нет дипломатических отношений. В 2008 году между странами произошла настоящая, хоть и пятидневная, война. Конечно, Россия и до этого вела боевые действия на территории Грузии, например, в Абхазии в 1993 году, однако долгое время ей удавалось не только избегать обвинений, но и пользоваться статусом миротворца.
Прозападная ориентация для всех грузинских президентов рано или поздно оборачивалась конфликтом с Кремлем. Не все помнят, но последняя волна конфликта началась еще при президенте Шеварднадзе. В 2000 году Россия ввела с Грузией жесткий визовый режим. Москва была недовольна ситуацией в приграничных районах и обвиняла Грузию в укрывательстве чеченских боевиков.
Противоречия углубились при нынешнем президенте Саакашвили. Грузия окончательно вывела из страны российские военные базы и была в шаге от получения Плана действий по членству в НАТО. В 2006 году Россия закрыла для Грузии свой рынок. В августе 2008 года российская армия под предлогом защиты своих миротворцев вошла на территорию Грузии и чуть не дошла до Тбилиси. После этого конфликта Москва официально признала независимость бывших грузинских автономий — Абхазии и Южной Осетии — и разместила там свои военные базы.
Дипломатические отношения между странами были разорваны. Грузия вышла из СНГ. Однако в 2012 году Тбилиси в одностороннем порядке отменил визы для граждан России. После войны не было зафиксировано ни одного случая конфликтов с русскими туристами на национальной почве.
Претензии к России
"Русские в Грузии — это "немодная нация" и это идет сверху, от правительства, особенно после 2008 года", — говорит руководитель Союза русских женщин Грузии "Ярославна" Алла Беженцева. "Надо говорить — "российские", а не "русские" войска, правительство, политика. Для обывателя уже нет разницы между правительством и народом. В советской школе нам говорили, что враг номер один — Америка. А сейчас в Грузии враг — это Россия. СМИ с обеих сторон играют негативную роль, создают образ врага. И нет того, что нас раньше сближало. Молодежь растет в антагонизме".
Алла Беженцева согласна с тем, что государственный язык должны знать все граждане, но предлагает проводить эту политику продуманно и постепенно. Русские школы просто закрыли, а ведь могли ввести двуязычное обучение, начать вводить грузинский с третьего, четвертого классов, — сетует Беженцева.
По ее словам, основные проблемы русских в Грузии — это трудности с устройством на работу из-за незнания языка, правовые проблемы и российсие визы. Эта тема, не имеющая отношения к грузинскому правительству, одна из самых болезненных. Вызов в Россию можно оформить только через близких родственников: родителей, детей, брата или сестру, супруга. "Даже дядя не имеет права племяннику прислать приглашение. Часто, чтобы оформить визу, нужно ждать 2-3 месяца. Чтобы продвинуться в очереди, платят деньги", — говорит Алла. Правда, сейчас, по ее словам, ситуация улучшилась — "все лето работала комиссия, сменили консула, очереди автоматизировали, стало немного легче". Такая же тяжелая тема — получение российского гражданства. Говорить об этом никто не любит, но ни для кого не секрет, что это связано с коррупцией.
О проблемах русской диаспоры Алла Беженцева говорит не только с журналистами. Она периодически посещает "Конгресс соотечественников". "Раньше Лужков помогал, сейчас уже несколько лет нет никакой помощи. Хотя сейчас и в России многое меняется, началась борьба с коррупцией. Центр правовой защиты возник, создается Экономический форум, где будут из соотечественников выбирать экспертов. Может быть, оттуда будет помощь. Мы лишились посольства, которое нам раньше помогало, наша молодежная организация с их помощью проводила разные мероприятия — "Брейн-ринг", турниры по мини-футболу. Стыдно сказать, но у русской диаспоры в Грузии нет своего танцевального ансамбля. Я писала Людмиле Зыкиной, которая раньше возглавляла помощь соотечественникам по культуре, чтобы хотя бы костюмами нам помогли. Вот министерство культуры Грузии помогает армянским и азербайджанским ансамблям, поддерживает их. На празднике города "Тбилисоба" выступают ансамбли от всех диаспор, включая греческую и украинскую, а русского ансамбля нет. На все нужно деньги — зал, костюмы, репетиции".
Язык
Русский язык не является в Грузии государственным, и вопрос этот в связи с немногочисленностью русской диаспоры никогда не стоял остро. Однако русский остается языком межнационального общения многочисленных диаспор — например, азербайджанцев и армян, проживающих в Грузии.
По данным социологов, половина населения Грузии вполне свободно владеет русским языком. В Абхазии русский язык используется в качестве рабочего в государственных учреждениях, а в Южной Осетии — уже год как объявлен государственным наряду с осетинским.
В 2000 году в Грузии было 214 школ с обучением на русском языке. Сейчас в Тбилиси — две русские школы, всего в Грузии — 28 таких школ и около 50 школ — с секторами обучения на русском.
С 2011 года преподавание русского языка в школах перестало быть обязательным. Какой язык изучать в качестве иностранного, решают сами школы, учитывая желание родителей. Бытовало мнение, что школьному руководству негласно запрещалось поощрять изучение русского. Хотя подтверждения этому нет, и даже в обычной государственной школе, не говоря уже о частных, уроки русского два-три раза в неделю — обычная практика.
После прихода правительства под руководством премьера Иванишвили русский язык, похоже, займет еще более прочные позиции. По крайней мере, новый министр просвещения Георгий Маргвелашвили сразу после назначения выступил с критикой политики вытеснения русского языка . Однако речь о широком финансировании изучения русского в грузинских школах со стороны правительства пока не идет. "Единственный язык, финансировать который нам удается из средств грузинских налогоплательщиков — английский, поскольку это язык глобализации. Однако естественно, что и русский очень важен для Грузии", — заявил Маргвелашвили в одном из своих интервью. В общем, хороший момент, чтобы понять — действительно ли отказ от обучения на русском в Грузии был сделан под нажимом правительства или это все-таки влияние времени.
Пресса
Директор проекта "Новости-Грузия" Елена Имедашвили считает, что русский язык в Грузии становится все менее востребованным, а русскоязычная пресса постепенно проигрывает политике и требованиям рынка.
"Журналистов, которые могут писать на русском, становится в Грузии все меньше, и те, которые остаются, уже нарасхват. Представители многочисленных русскоязычных интернет-изданий работают на внешнюю аудиторию. Государственной поддержки нет. Рекламный рынок — слабый. Все проблемы упираются в финансирование", — отмечает Елена. Есть с чем сравнивать — были времена, когда тиражи русских газет в Грузии исчислялись десятками тысяч. Сегодня редакторы избегают вопроса о тиражах. Потенциальная аудитория в 50-70 тысяч — это представители старшего поколения. И далеко не все могут позволить себе регулярно тратить деньги на газеты и журналы.
О культуре
Министр культуры Грузии Гурам Одишария — писатель, автор книги "Возвращение в Сухуми", изданной на грузинском и русском языках:
"Несмотря на то, что была война, в Грузии издаются книги на русском языке, переводят классиков русской литературы. Мой отец вспоминал, что во время Второй Мировой войны издавались книги немецких классиков. Может быть, это неправильное сравнение. Но даже когда люди воевали друг против друга, по радио рассказывали о положении на фронтах, а потом транслировали Баха, Бетховена и даже Вагнера. То есть давали понять, что воюем против фашизма, но не против культуры.
Несмотря на то, что у нас есть свои претензии к российской политике — это оккупированные территории — мы не перестаем развивать культурные связи.
Уже в 2009 и в 2010 году в Грузии, в Батуми и Тбилиси прошел фестиваль русской поэзии. Правительство Грузии финансирует Государственный русский драматический театр имени Грибоедова. Это центр русской культуры в Грузии, там проходят разные встречи, действует "Русский клуб", издается хороший журнал о культуре. Мы будем приветствовать желание ансамблей и театров из России посетить Грузию или гастроли в России грузинских артистов, будем помогать переводу книг. Пока на государственном уровне особых мероприятий не запланировано, но есть частные инициативы. В ноябре представители нашего Грибоедовского театра были приглашены в Петербург, где отмечали юбилей классика грузинской литературы Илии Чавчавадзе.
Осенью в Тбилиси был театр Калягина Et Cetera со спектаклями режиссера Роберта Стуруа. Когда Александр Калягин узнал, что я писатель и драматург, он пригласил меня в Москву, познакомиться с репертуаром театра. Я с удовольствием принял это приглашение, но надо подумать, в каком формате я проведу эту поездку — должность министра ко многому обязывает".
Религия
Подавляющее большинство грузин — православные христиане. Церквей, подчиняющихся РПЦ, на территории Грузии не было даже в советское время. Однако во многих церквях в Тбилиси проводится служба на русском языке. Католикос-Патриарх Всея Грузии Илиа Второй по отзывам служителей русских церквей, очень доброжелательно и корректно относится к их деятельности.
В 1811 году Грузинская Православная Церковь лишилась своей автокефалии и получила статус Грузинского экзархата Российской Церкви. Избрание экзархов из епископов-негрузин вызывало такое недовольство среди населения, что однажды, в 1908 году, дело дошло до убийства экзарха Никона Софийского. В 1917 году автокефалия Грузинской Церкви была восстановлена. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было официально урегулировано только в 1943 году. Сегодня РПЦ и ГПЦ поддерживают настолько теплые отношения, что Московская Патриархия все еще признает Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй в последнее время все чаще выступает как дипломат, призывая наладить отношения между странами. В январе этого года Илия Второй посетил с визитом Москву по приглашению Патриарха Кирилла, был награжден премией международного общественного Фонда единства православных народов и принят президентом Путиным.
Политические партии
В отличие от СНГ и посткомунистических стран, в Грузии никогда не было партий, выражающих интересы российской диаспоры. По мнению политолога Гии Абашидзе, "в Грузии никогда не было сильной российской диаспоры, которая пропагандировала бы интеграцию с Россией и проведение интересов Москвы".
Однако именно отношения с Россией — варьирующиеся от выхода из СССР (при первом президенте Звиаде Гамсахурдиа), попыток установить сотрудничество и работать в рамках СНГ (при Эдуарде Шеварднадзе) до полного разрыва дипломатических отношений (при Михаиле Саакашвили) — являются определяющим фактором в современной грузинской политике.
В пестрой грузинской политической палитре есть партии, которые выступают за тесные отношения с Россией. Однако, как констатирует Абашидзе, "все они довольно непопулярны и их рейтинги ненамного превышает нулевую отметку".
Это, например, "Лейбористская партия Грузии", лидер которой, Шалва Нателашвили считает, что Грузия должна объявить нейтралитет. После разгромного поражения на выборах в парламент в 2012 году, партия, скорее всего, распадется. Еще одна "Нейтральная Грузия" — ее лидер Валерий Кварацхелия одно время был пресс-спикером Шеварднадзе. "Общество Илии Второго", несколько активистов которого в конце прошлого года безуспешно пытались провести антинатовский митинг в центре города. Есть и пророссийская "Партия грузинской лозы", известная лишь благодаря лидеру — режиссеру Георгию Шенгелая, который иногда деет комментарии в прессе.
Одну из таких партий — "Демократическое движение за единую Грузию" — возглавляет бывший спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе. После августовской войны Бурджанадзе даже встретилась с Путиным в Москве, предположительно, для получения поддержки. Но эти шаги Бурджанадзе так и не прибавили ей популярности. Совершенно исчезла с политической авансцены партия экс-премьер-министра Зураба Ногаидели "Движение за справедливую Грузию", который также встречался с кремлевским руководством.
С членами Госдумы РФ, в том числе с Жириновским, в свое время встречались лидер "Народной партии" Коба Давиташвили (в настоящее время он стал депутатом парламента по спискам коалици нового премьера Бидзины Иванишвили) и лидер "Свободной Грузии", член Тбилисского Сакребуло (столичный парламент) Каха Кукава. "Эти партии, так же как и несколько других подобных объединений, настолько непопулярны, что считаются партиями одного человека", — говорит Гия Абашидзе.
После прихода к власти коалиции Иванишвили "Грузинская мечта" на политическом поле Грузии активизировались новые игроки — российский бизнесмен грузинского происхождения Миндия Гулуа — партия "За обновленную Грузию" и бывший министр госбезопасности в правительстве Шеварднадзе Валерий Хабурдзания, который заявил из Москвы, что собирается основать в Грузии новую пророссийскую партию.
С идеей наладить отношения с Россией, не отказываясь при этом от прозападной ориентации, выступает и победившая на последних выборах Коалиция "Грузинская мечта", лидер которой — российский олигарх Бидзина Иванишвили. Перед выборами он был вынужден отказаться от российского гражданства и в настоящее время является гражданином Франции, зато все еще, как говорят, обладает процентом акций в "Газпроме". Проигравшая выборы партия "Национальное движение", правившая страной последние 9 лет, подозревает, что Иванишвили вскоре откажется от прозападного курса в угоду российским интересам.
При этом создается впечатление, что большая часть электората Иванишвили — его коалиция получила на выборах 54 процента голосов, не очень-то интересует перспектива смены внешнеполитического курса страны. Избирательная компания "Грузинской мечты" была сосредоточена на социальных проблемах — борьбе с безработицей, снижении стоимости коммунальных услуг, доступном здравоохранении, кредитовании сельского хозяйства, массовой амнистии заключенных. Кроме того, представители нового правительства ведут активные переговоры о возобновлении поставок грузинского вина, минеральной воды и сельхозпродукции на российский рынок.
Бизнес
Вряд ли можно говорить о каких-то особых преференциях для российского бизнеса в Грузии, однако факт, что Грузия является лидером на постсоветском пространстве по простоте ведения бизнеса, по экономической свободе и ряду других рейтингов международных организаций. Это само по себе — хороший стимул для привлечения инвестиций, — считает эксперт Геннадий Абарович. По его словам, в год в Грузию поступает свыше 1 млрд инвестиций (пик — 2007 год, когда инвестиции составили свыше 2 млрд долларов, в том числе из России — 89 млн долларов).
Гораздо важнее, по словам эксперта, что несмотря на сложные политические отношения между Грузией и Россией, правительство не создает российским компаниям никаких трудностей, сделав ставку на принцип "бизнес есть бизнес". В итоге даже во время войны между Россией и Грузией компания РАО ЕЭС, владеющая Тбилисскими электросетями, исправно подавала населению свет.
Всего с 1997 года по 2011 год из России в Грузию поступило прямых инвестиций в размере 456,2 млн долларов. В целом объем российских инвестиций в Грузию составляет 5-6 процентов от общего объема.
Все еще актуальными для Грузии остаются денежные перечисления родственников, проживающих или работающих в России, хотя в этих показателях значительно увеличилась доля средств для ведения бизнеса. Только за 2011 год из России было переведено 655,2 млн долларов, а за 11 месяцев 2012 года 643,2 млн долларов. Объем денежных переводов из России составляет 54% от общего объема переводов.
Российская компания DEMA COMPUTERS LIMITED с 2005 года владеет 51% акций АО "Электровозостроитель". Предприятие поставляет электровозы не только для Грузинской железной дороги, но и на экспорт — в Украину и Азербайджан. Российской компании принадлежит и один из крупнейших горно-металлургических комплексов — Маднеульский ГОК, занимающийся разработкой медного месторождения в Восточной Грузии. "Маднеули" производит медный концентрат и золото — это одна из основных статей экспорта Грузии. В 2011 году компания GeoProMining, принадлежащая компании "Промышленные инвесторы", продала предприятие другой российской компании — "Капитал групп".
С 2006 года в Грузии работает российская компания "Вымпел-Коммуникации" (Вымпелком). Начав в Грузии практически с нуля, Beeline к середине 2012 года уже имела около 991 тысяч активных абонентов. Присутствует в Грузии и российский банковский сектор. Группе "ВТБ" принадлежит одноименный банк, занимающий шестое место по объему активов в стране.