Университет закрыт. Все ушли на фронт...
Чем больше я смотрю на суету вокруг инициативы, направленной на сочетание вузовского обучения и службы в армии, тем более и более ощущаю некое дежавю.
Мы же это все проходили уже.
Аракчеев, военные поселения, военная служба без отрыва от производства, два в одном — солдат и работник. Ровно двести лет назад.
И уже из истории хорошо известны плачевные результаты таких нововведений: и солдат никакой, и хлебопашец неважный.
Здесь поэтому вполне вероятен такой же результат: размазав военную службу по всему сроку учебы, не дадут нормально заниматься ни учебой, ни армейской службой, лишат нас, уже окончательно, и образования, и армии.
Как ни напрягаю фантазию, а все не получается совместить в единое целое трехмесячного солдата-офицера и трехмесячного студента.
Конечно, нам скажут много умных слов о том, что это будет способствовать притоку в армию высококлассных специалистов, о том, что это обоснованно методически и только подымет качество обучения. Будущие инженеры наконец-то выйдут из душных аудиторий на приволье, жизненный простор, смогут закрепить свои навыки практически, увидеть живую технику.
Ну ладно, допустим, так будет с техническими специалистами. А куда будем девать остальных? Ведь военные кафедры существуют и в классических университетах. Филологи, историки и остальные, они чего будут щупать в армии? Лопату? Развивать знание великого и могучего? Заниматься исторической реконструкцией труда жителей тех самых военных поселений в современных условиях?
Однако страшнее всего, с какой стороны ни посмотри, это выглядит с точки зрения графика учебного процесса.
Летом — каникулы, надо восстанавливаться, набираться сил, жить, в конце концов. Ведь перед нами молодые люди, а студенческие годы — это прекрасное время для дружбы, для знакомств, для того, чтобы ощутить свою самостоятельность.
В середине учебного года? А как же занятия? Ведь если все разъедутся по частям, то каков смысл прихода профессора в пустую аудиторию. Значит, будем сокращать часы и тех же преподавателей, множить дистанционную форму, фактически переводить всех студентов — военных поселян на заочную форму обучения??
Во что превратится сессия? Как вообще можно будет контролировать ход обучения студента, если он постоянно будет вешать табличку "ушел на фронт"?
Похоже, о таких вещах никто не думает, как уже обычно не думает о тонкостях, о смысле, о том, зачем все это?
По новостям слышатся лишь одни одобрительные отклики. И чудится, что девиз "без лести предан" не ушел в прошлое. 200 лет прошло, а мы опять все в той же поре.
Может быть, у нас впереди война? Если да, то догадываюсь, какая. Крымская, кажется.