Дата
Автор
PublicPost
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Павел Гусев: "Нам извиняться просто не за что"

Фото: Алексей Никольский/РИА Новости

Главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев в интервью PublicPost впервые прокомментировал скандал, разгоревшийся вокруг недавней публикации о депутатах "Единой России".

16 марта "МК" опубликовал колонку Григория Янса "Политическая проституция сменила пол" о политических метаниях депутатов Госдумы от "Единой России" Ольги Баталиной, Екатерины Лаховой и Ирины Яровой. Их коллега по фракции Андрей Исаев ответил на колонку в Twitter: "Мелкие твари — расслабьтесь, вы нам безразличны. А вот конкретный редактор и автор ответят жестко". Твиты депутата Исаева вызвали возмущение в блогосфере, а главный редактор Павел Гусев подал в связи с угрозами заявление в Генпрокуратуру. В свою очередь, депутаты "Единой России" выставили на рассмотрение Думой заявление "О недопустимости злоупотребления СМИ правом на свободу слова". PublicPost поговорил с Павлом Гусевым о разгоревшемся скандале, свободе слова в России и кризисе партии власти.

Подробнее о скандале в материале PublicPost "Депутат Исаев и "МК" — язык до прокуратуры доведет".

— Только что на пленарном заседании в Госдуме обсуждали публикацию "МК". Что происходит, на ваш взгляд?

Я думаю, что мы видим с вами факт правового беспредела, потому что на сегодняшний день существует закон о СМИ, по которому, если статья лживая, если статья оскорбляет кого-то или если статья не соответствует действительности, то люди, чья честь затронута в материалах или в статье, могут подать в суд и через суд решить все свои проблемы. Так делается во всем цивилизованном мире, так делалось всегда в России. И именно этот путь всегда и был наиболее демократическим при общении с прессой. Не задевая свободы слова, не задевая никого при этом, суд разбирается с конкретными фактами — с конкретными материалами, с конкретной ситуацией.

В настоящее время то, что делают депутаты, особенно депутаты-единороссы, лишний раз говорит о том, что партия в кризисе. Партия "Единая Россия" эмоционально не может совладать с собой, и вся ситуация переходит в некий гвалт, крик, ругань, оскорбления. И в настоящий момент они должны приносить свои извинения, но я хочу сказать, что, прежде чем вообще вести диалог с кем-либо, депутат Исаев должен принести извинения журналистскому сообществу за те оскорбления, которые он высказал в адрес журналистского корпуса, и те угрозы, которые он высказал в адрес журналистов. Я думаю, что после этих извинений можно о чем-либо говорить и с этим депутатом, и со многими другими депутатами, которые сегодня его поддерживают.

В статье, о которой идет речь, нет ни единого оскорбительного слова в адрес женщин, нет ни оскорбляющей их составляющей, нет слов, которые унижали бы этих женщин. Речь идет об их политической деятельности. Если женщина или мужчина пришли в политику, тем более в Госдуму, они должны быть готовы к тому, что они находятся под пристальным вниманием прессы, общества и все их действия будут фиксироваться, запоминаться и, если нужно, анализироваться. В данной ситуации это и произошло в этой статье, где разговор идет о том, как они меняли свои политические взгляды, исходя из политической ситуации, исходя из политической конъюнктуры той или иной политической партии.

Понятие "политическая проституция" — это не выдуманное журналистами словосочетание, это слова, которые введены Лениным в политический лексикон. Они сегодня существуют во всех изданиях Ленина, в статьях о Ленине и вообще часто употребляются в политических беседах. И поэтому сегодня говорить о том, что мы открыли Америку и эти слова имеют какое-то физиологическое значение, глупо. Это показывает уровень образования и эрудиции наших депутатов. Вчера я беседовал с одной из героинь этой статьи в прямом эфире, она отказалась подавать в суд, и она продолжала упрямо говорить о том, что это оскорбительные выражения. Она женщина красивая, молодая — естественно, Ленин и многие другие классики философии и политики для нее ничто, поэтому я только сожалею по поводу эрудиции депутатов, которые у нас работают.

— Депутаты "Единой России" требуют от вас извинений, а также чтоб вы ушли с поста главы комиссии по СМИ в Общественной палате. Что вы намерены делать?

Извинения от меня может требовать только суд. Решение суда, что газета и главный редактор и журналисты должны извиниться, будет для меня решающим словом. Суд может это сделать. Если суд будет и примет решение в пользу стороны депутатов-единороссов, мы принесем извинения. В иных случаях я не вижу никаких оскорбительных слов в адрес тех или иных депутатов. Естественно, нам извиняться просто не за что. Что касается того, чтобы я оставлял какие-либо общественные посты, то не они меня избирали на эти посты, не они меня утверждали на этих постах, и не им об этом говорить. Они могут на эту тему крикливо говорить, так же как и я могу сказать, что они должны сдать мандаты в связи с тем, что они имеют и собственность, и бизнес за границей. Но это будет глас вопиющего в пустыне.

— К слову о собственности. Вы направили запрос на проверку недвижимости сенатора Малкина.

Да, мы это сделали.

— Это в рамках противостояния с парламентом?

Нет, это абсолютно не имеет никакого отношения. Это параллельная журналистская работа.

— После того, как появились записи депутата Исаева в Twitter, вы сказали, что они свидетельствуют о том, что "Единая Россия" в агонии.

Я считаю, что на сегодняшний день "Единая Россия" теряет свои очки, теряет общественно-положительное звучание. Партия находится в кризисе, и в ближайшие годы она наверняка уйдет с политической арены, а на ее место придут другие политические силы.

— Какие?

Мне сложно сейчас прогнозировать. Появятся новые партии и новые лидеры. Они придут на смену уже, к сожалению, устаревшей на сегодняшний день партии, которая имеет таких членов с хамоватыми особенностями.

— Сегодня на заседании много говорили о свободе слова, роли СМИ. В то же время в медиамире было в последние месяцы немало громких отставок, некоторые издания вовсе закрыли.

Это общая тенденция на то, чтобы снизить уровень свободы слова. Снизить демократические принципы, которые существуют в нашем государстве. И то, что за последние годы принималось, и попытки принять ряд жестких законодательных актов в отношении прессы — все они были направлены на ужесточение и на понижение уровня свободы слова. Все это говорит о том, что партия у власти делает все для того, чтобы СМИ были ручными, чтобы свобода слова была свободой слова только в руках депутатского корпуса, а это очень опасно. Мы потеряем страну, мы потеряем наше демократическое общество.

— Во время обсуждения "МК" в Думе о вашем издании некоторые депутаты говорили как об оппозиционном. Вы-то сами считаете себя оппозиционными?

Я никогда не был оппозиционером. Я считаю себя абсолютно свободным гражданином. Более того, я не вхожу ни в какие политические партии, политические объединения, оппозиционные объединения. Я считаю, что главный редактор большой федеральной газеты должен быть вне политических пристрастий. Поэтому мы никогда не считаем себя оппозиционерами. Мы пытаемся отражать те тенденции, которые сейчас существуют в обществе, те мысли, которые сегодня есть у разных слоев населения и политических прослоек в нашем обществе. На страницах нашей газеты выступают все: и единороссы, и Жириновский, и справедливороссы, и другие политические структуры, чиновники, министры. Мы абсолютно не делаем различия. То, что многие статьи критические, они должны прекрасно понимать, что журналисты имеют на это право.

— Кстати, Владимир Жириновский сегодня предлагал забрать у вас издание и реорганизовать его.

Это лишний раз показывает уровень мышления Владимира Вольфовича. Он уже пожилой человек, ему уже нужно на отдых, он пенсионного возраста. Я не раз видел, что он еле-еле выходит из машины, его поддерживают. Конечно, человек в таком состоянии уже давно забыл законы РФ, что такое собственность, что такое СМИ и как их отбирать — не отбирать. Он живет в другом измерении, в другом мире. Дай Бог ему здоровья.