Война «асимметричных ответов»?
Обыски и проверки в российских неправительственных организациw, в том числе в отделениях зарубежных фондов, вызвали недоумение в европейских столицах.
Обыски и проверки в российских неправительственных организациw, в том числе в отделениях зарубежных фондов, вызвали недоумение в европейских столицах.
Как уже писала «Новая», это может сказаться не только на общей атмосфере отношений, но и, конкретно, на визовом диалоге с Европейским союзом. Европейцы начинают перенимать у Москвы некоторые ее методы, например, «асимметричные ответы».
Если поначалу идея увязки между гонениями на НКО и перспективой безвизового въезда в ЕС обладателей «синих» чиновничьих паспортов звучала в заявлениях членов Европарламента, то теперь она на слуху в правительствах. Если первым на волну обысков в России среагировало внешнеполитическое ведомство ЕС устами его главы, баронессы Эштон, то теперь к ней присоединились официальные Берлин и Париж. Что делает предупреждение более конкретным...
Пресс-секретарь федерального правительства Штеффен Зайберт, заявил в среду, что канцлер Ангела Меркель поднимет эту тему на встрече с Владимиром Путиным в начале апреля в Ганновере. Правительство будет «работать над тем, чтобы это прекратилось», - сказал он.
Зайберт также предупредил российские власти, что от их действий могут пострадать двусторонние отношения, в которых неправительственным фондам и их партнерам в гражданском обществе России принадлежит «очень значительная роль»: «меры, которые затрагивают их важную работу, лишь добавляют вреда нашим отношениям».
МИД ФРГ пригласил в среду представителей шести немецких политических фондов, действующих в России, чтобы обсудить ситуацию и возможные дальнейшие шаги Германии.
Тем временем МИД Франции потребовал у российского посольства в Париже «объяснений» о кампании проверок НКО, в числе которых Alliances françaises. Это не формальный «вызов» на мидовский ковер посла России, но «приглашение» прийти на Ке д’Орсе и разъяснить действия властей очень даже настоятельно.
Агентство AFP, разъясняя читателям, слушателям и зрителям французских СМИ о чем идет речь, рассказывает о новом российском законе, который заставляет неправительственные организации, получающие гранты из-за рубежа, регистрироваться «иностранными агентами».
«Определение «иностранный агент» применялось в сталинскую эпоху к «врагам народа», которых посылали в лагеря или расстреливали», - напоминает агентство французам, добавляя, что закон вступил в силу спустя месяцы после возвращения в Кремль Владимира Путина.
Пока Брюссель, Берлин и Париж на официальном уровне требуют от Кремля лишь «разъяснений», но «асимметричный ответ» не заставит себя ждать в повседневной дипломатической и деловой текучке. То «Газпром» попросят строже выполнять антимонопольные законы ЕС, то проявят особую неуступчивость в решении проблем очередной «налоговой гавани», как это было с Кипром, то заморозят переговоры о новом соглашении о партнерстве, которое шире открывает России европейский рынок, то чуть повысят формальные требования в переговорах о визах...
В СССР была государственная монополия не только во внешней торговле, но и в международных отношениях вообще. Они сводились с межгосударственным. Общаться с внешним миром разрешалось только специально обученным и особо проверенным. Если во внешней торговле с тех пор что-то изменилось, то в целом параноидально охранительное параноидальное отношение к внешнему миру осталось прежним. Народные массы, которые власть продолжает обрабатывать в духе ксенофобии, иного и не знали, поэтому легко ведутся на страшилки типа «иностранных агентов».
Сегодня общение между людьми разных стран, сотрудничество неправительственных организаций и поездки людей за рубеж – это неотъемлемая часть международных отношений. Причем, не только организованный вывоз групп курортников на греческие и испанские пляжи.
Российские дипломаты с достойным лучшего применения упорством увязывают новое визовое соглашение с ЕС, которое откроет больше возможностей для поездок в Европу как раз представителям гражданского общества, с отменой виз для чиновников. Мол, сначала отмените визы для нашего клана государевых людей, а потом уж открывайте, так и быть, пятилетние многократки российским студентам-ученым-артистам и прочим не сильно подконтрольным гражданам.
Если те, кто дал команду «фас» на обыски в российских неправительственных организаций, ставили цель запугать неугодных, то, наверное, не подумали, что это может сказаться на их выгодах и привилегиях.