Управление образования Ульяновска пугает педагогов и родителей?
Предлагаю вниманию общественности любопытный документ, рожденный совместными усилиями Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и Управления образования администрации города Ульяновска. В нем начальник Управления образования О.Н.Мезина обращается к руководителям образовательных учреждений (ОУ) города и доводит до их сведения письмо: "Уважаемые руководители!..".
Острота и трагизм с этого момента только нарастают. Практически "Ревизор" Н.Гоголя: "Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие..." Нет, конечно, не ревизор едет к ульяновским педагогам. Времена знаете ли изменились. Все оказывается намного хуже. А теперь по порядку.
В начале было письмо — письмо УМВД России по Ульяновской области от 8 февраля 2013 года под номером 16/507. В этом письме, адресованном руководству управления образования города, чиновников от образования органы внутренних дел информируют о "повышении активности отдельных политических партий и общественных движений при проведении пикетов, митингов, демонстраций, шествий и собраний". Казалось бы — это положительное явление в жизни нашего города. Растет гражданская активность населения, ульяновцы все чаще используют свое конституционное право на проведение публичных мероприятий. Чем же вызвана обеспокоенность полиции и, причем здесь детские педагоги?
Ответ на этот вполне справедливый вопрос мы находим в продолжении письма: "Особую обеспокоенность вызывает увеличение числа несовершеннолетних, участвующих в различных акциях".
И этот пассаж вызывает искренне удивление. Молодые граждане страны хотят принимать более активное участие в общественно-политической жизни региона. Они — патриоты. Ведь речь идет о публичных мероприятиях, право на которые гарантировано нам конституцией России? О чем тогда особая обеспокоенность? Или в полицейском сознании априори любая общественная или политическая активность ульяновцев опасна, незаконна и недопустима? Вопросы без ответа.
Вот мы и подошли к самому интересному. В самом начале я писал, что документ, любопытный. Так и есть. Этот документ отлично характеризует состояние умов не только региональной, но и шире российской власти. Действительное отношение власти к правам и свободам граждан России, политическим оппонентам, наглядно показывая не только пренебрежительное отношение к педагогам, но и новую социальную роль, отведенную им в эпоху стабильности.
Кто же эти "враги рода человеческого", какие политические организации обеспокоили УМВД России по Ульяновской области настолько, что пришлось писать письмо в управление образования, безотлагательно принимать меры по информированию? Читаем документ. "Наиболее часто в организации протестных публичных мероприятий проявляют себя региональное отделение политической партии КПРФ, представители коалиции "Другая Россия" и представители общественных организаций экстремистской направленности (Национальный союз Ульяновской области, Вольница), которыми 18 марта 2012 года проведен санкционированный пикет. Организатором пикета являлся К.К. Трошин, лидер леворадикальной оппозиционной коалиции "Другая Россия". Два участника пикетирования, находившиеся в масках, отказались подчиниться требованию сотрудников полиции об установлении личности, оказали им неповиновение. Доставленные оказались несовершеннолетними, обучающимися общеобразовательных учреждений г. Ульяновска, и были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ".
Возмутители спокойствия и причина обеспокоенности полиции найдены и указаны с прямотой полицейской дубинки.
Каким же образом у УМВД России по Ульяновской области появился повод проявить особую обеспокоенность "увеличением числа несовершеннолетних, участвующих в различных акциях"? Для этого необходимо прояснить ситуацию с публичным мероприятием 18 марта 2012 года и появлением на нем двух парней в масках. Так как автор этих строк являлся организатором этого политического мероприятия, то возникшая ситуация с появлением двух никому из участников неизвестных парней в масках выглядит, на мой взгляд, обычной провокацией. Кто ее настоящий автор мне неизвестно, но то, что в результате их появления нашелся формальный повод для силового разгона пикета полицией и административного ареста меня и моих товарищей — это факт. Читая письмо, можно убедиться, что и спустя практически год эта история переживает второе рождение не без пользы для авторов письма.
Вас ничего не смущает? Меня смущает. Появляется закономерный вопрос: что нужно было сделать с нашим обществом, чтобы правоохранительные органы были обеспокоены, по сути, ростом гражданской активности жителей региона и подрастающего поколения, перечисляли в негативном контексте действующие политические организации, в отношении которых нет решения суда о признании их экстремистскими, наделили себя функцией политического надзора?
После подобной информационной накачки УМВД России по Ульяновской области просит от управления образования администрации города Ульяновска: "довести данную информацию до педагогов, родителей и организовать своевременное информирование органов внутренних дел, при выявлении несовершеннолетних, причисляющих себя к общественным организациям, экстремистским движениям и формированиям, иным неформальным молодежным объединениям...". Другими словами требуется организовать сеть осведомителей на базе педагогических коллективов ульяновских школ, а посредником между источником информации и УМВД будет управление образования города? Наши учителя должны доносить на учеников и их родителей? Родители на детей? Дети друг на друга?
И это не первая попытка.
12 февраля 2009 года Газета.ру поведала: "Первый заместитель министра внутренних дел Михаил Суходольский сообщил о планах МВД закрепить за вузами отдельных работников милиции" для контроля за "этнической молодежью" (термин замминистра) и предотвращения межэтнических конфликтов в вузах. По словам заместителя министра, в вузы придут "высококлассные профессионалы, которые смогут вести диалог со студентами, преподавателями, деканами и ректорами". Но "Газета" не поверила высокопоставленному милиционеру и предложила свою трактовку милицейского нововведения. "Желание установить спецнадзор за самым активным во все политически нестабильные времена отрядом вполне объяснимо. Также, как понятно стремление к установлению диалога между правоохранителями и "преподавателями, деканами, ректорами". Пока, судя по недавней истории со студентами Высшей школы экономики, которых руководство вуза отказалось отчислять за участие в декабрьском московском "Марше несогласных", диалога не получается. Профессора считают, что "заниматься политикой" студентам не запрещено и близоруко не видят экстремизма в мирных, пусть и антиправительственных акциях".
А что же Управление образования администрации города Ульяновска? Возмутилось? Гневно отвергло омерзительную просьбу? К сожалению, нет. В лучших традициях российского чиновничества приняли к исполнению и направили за подписью начальника управления образования О.Н. Мезиной в школы города. 7 марта 2013 года руководители образовательных учреждений получили этот документ.
Власть, в лице МВД, ставит педагогическое сообщество перед выбором, который все равно, рано или поздно, встанет перед каждым. С кем вы? Самое время проснуться и занять осмысленную политическую позицию. Иначе может быть поздно. Не остановившись сейчас, не сказав нет наглому вторжению полиции в стены учебных заведений, возможно уже завтра придется по команде бросать в костер все сколько-нибудь полезные и честные книги. И кричать "хайль" какому-нибудь "национальному лидеру".