Владимир Путин: "Верной дорогой идете, товарищи!"
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсант В Ростове-на-Дону закончилась конференция Общероссийского народного фронта. Темой мероприятия стала справедливость. PublicPost собрал самые яркие высказывания участников съезда.
Первый день
Перед тем как обсудить с президентом вопросы справедливости, делегаты, которых в Ростов приехало около 500 человек, встретились друг с другом на круглых столах.
На конференции было 5 тематических секций: страна без бедности, достойный труд и престиж человека труда, крепкая семья и защита детей, здоровье граждан — здоровая Россия, традиции и качество образования.
Член Общественной палаты Сергей Марков (стол по здравоохранению): "Я вам назову главную причину смертности людей в России, — интригующе начал он. — Водка! Каждый знает, что водка — главный враг русского народа. Она убила больше, чем войны, вместе взятые. Любой может посчитать, что цена бутылки водки сейчас примерно в три-четыре раза меньше, чем в советское время".
Председатель Алтайского краевого Совета женщин Надежда Ремнева (стол по труду) предложила вместо звезд эстрады и шоу-бизнеса показывать по телевизору простых работяг: "Давайте начнем показывать людей труда. Сколько вспахано, сколько накошено, сколько добыто, что построили".
Социолог Ольга Крыштановская (стол по семье) искала способы профилактики сиротства: "Может быть, пришло время законодательно учредить принудительную экспертизу ДНК для тех лиц, на которых беременная или только что родившая женщина указывает как на отца ребенка, и обязать их платить алименты".
Второй день
Владимир Путин обсудил с участниками конференции ОНФ социальные проблемы, вернул звание Героя труда, назначил дату учредительного съезда движения на 12-13 июня и возложил надежды на благотворное сотрудничество с активистами ОНФ.
Про справедливость
Владимир Путин: "Что такое справедливость? Это равный доступ к качественной и бесплатной медицине, качественному и бесплатному образованию, это забота о семьях с детьми, это поддержка материнства и детства вообще, поддержка сиротства, это уважительное отношение к труду, это достойная заработная плата за свой труд и так далее и тому подобное".
Виктор Маленков, учитель истории из Южно-Сахалинска: "Я считаю, единый учебник истории — это и есть социальная справедливость для школьников".
Валерий Якушев из Нижнего Тагила: "Россияне ждут, когда мы выстроим общество с социальной справедливостью. Но нам его не выстроить до тех пор, пока мы каленым железом не выжжем коррупцию, которая разъедает наше общество".
Сергей Багненко, ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени Павлова: "Вернуться в социализм невозможно, и надо строить сложную, но эффективную систему здравоохранения. Если говорить о справедливом обществе, то это один из важнейших моментов справедливого общества. И чтобы это было реализуемо не только для тех, кто может уехать в Германию, а и на нашей территории".
Леонид Рошаль, директор московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии: "Повышение заработной платы отдельным категориям медицинских работников — это и есть справедливость".
Про учебник истории
Владимир Путин: "Я полностью согласен с тем, что должна быть какая-то каноническая версия нашей истории. <...> Но это совсем не значит, что учитель, тем более учитель с таким стажем, как наш коллега, не должен (а, на мой взгляд, — даже обязан) в ходе изучения школьного материала доносить до учеников разные точки зрения по трактовкам в отношении конкретных событий нашей истории".
Про математику
Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов предложил вывести Россию на первое место по уровню математической образованности. Среди прочего Семенов предложил поощрить преподавателей математики и ввести звание "федерального профессора", которое он объяснил как "лидера математического образования": "Для кого-то это звание может стать даже пожизненным, потому что математический талант уже не пропьешь".
Владимир Путин: "Вы когда начали говорить про математику, я сразу вспомнил известную шутку советских времен: "Урок математики в школе. "Гиви, сколько будет дважды два?" — "А мы продаем или покупаем?"
Про труд
Владимир Путин с готовностью поддержал предложение депутата Валерия Трапезникова возродить звание Героя труда: "Я с вами согласен, и не только согласен, но думаю, что ваши предложения будут реализованы сегодня до конца дня". И действительно после конференции подписал указ.
Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности: "Я вообще считаю, что если мы говорим о социальной справедливости, о демографии, о развитии, то, наверное, нужно было бы принять закон либо как-то обязать платить не ниже полуторакратного прожиточного минимума в регионе. Прожиточный минимум на человека, и по прожиточному минимуму на воспроизводство рабочей силы, на детей. Чтобы эти дети были обуты, одеты и дальше нас потом заменили, когда мы уже станем пенсионерами либо еще кем-то".
Владимир Путин: "Что касается повышения уровня заработных плат — это один из ключевых вопросов в социальной сфере, если не самый главный. От этого зависит уровень благосостояния граждан. Конечно, президент не может всем приказывать, кому-то может приказывать как Верховный главнокомандующий, кому-то не может приказывать, да и не должен".
Про ювенальную юстицию
Член президентского Совета по правам человека и глава "Союза добровольцев России" Яна Лантратова рассказала Путину про изъятие детей из семей из-за плохо поклеенных обоев и крошек на столе.
Лантратова: "Обращаюсь к вам от лица наших молодых ребят, которые хотят рожать, но боятся, что у них заберут детей, пожалуйста, возьмите этот вопрос под личный контроль, чтобы не допустить разрушения традиционной российской семьи".
Путин: "Кто это из ребят хочет рожать, интересно?"
Лантратова: "Молодые девчонки нашей организации".
Путин: "А где вы услышали этот разговор между детьми?" (Один мальчик посоветовал другому наябедничать на родителей — прим. ред.)
Лантратова: "Проходя мимо детской площадки, в Санкт-Петербурге. Я родом из Санкт-Петербурга".
Путин: "Понятно. Подслушивать нехорошо, я усвоил это еще со времен работы в КГБ, потом завязал с этим делом".
Покончив с шутками, президент ответил серьезно: "Это так важно, что молодые люди занимаются этой проблемой, что, я не знаю, я шляпу перед вами снимаю. Молодцы! Но я вас прошу подумать, как сделать так, чтобы уменьшить жестокость в семьях в отношении детей, а мы сталкиваемся с этим, к сожалению, до сих пор. Эти факты часто замалчиваются".
Про образование как социальный лифт
Участники круглого стола про образование попросили сократить рабочий стаж (сейчас 3 года), необходимый выпускнику для того, чтобы устроиться в госструктуры. Президент идею поддержал: "Давайте до одного года сократим, я согласен". А заодно и вспомнил молодость:
"Мы, знаете, часто и иногда справедливо критикуем все, что происходило в советские времена, но должен сказать, что качественное образование в Советском Союзе действительно играло роль вот этого социального лифта. Я знаю это и по своим друзьям, знакомым, знаю это лично по себе. Хорошо известно, что я из рабочей семьи — у меня отец был рабочим, мама была просто разнорабочей. Доходы семьи были чрезвычайно скромными.
Я уже сейчас вспоминал про свою службу в КГБ. Я в КГБ уже работал, а мы продолжали жить в коммунальной квартире без всяких удобств. И если бы не возможности, которые, надо прямо сказать, предоставляла тогда советская власть — получить вот такому молодому человеку, как я, качественное образование, потом поехать на работу за границу, потом быть таким, которого пригласили на работу в университет, где я работал в качестве помощника ректора, а потом в Ленгорсовете и так далее, — у меня бы такого шанса не было".
Про медицину
Позитивные перемены в здравоохранении почувствовал ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Павлова Сергей Багненко: "Первое, что хочется сказать, — наверное, изменяется тональность. Если раньше было у нас, так сказать, по какому пути идти, то сейчас, честно говоря, этого выбора практически нет. Мы все сошлись на том, что мы идем правильным путем". "Верной дорогой идете, товарищи!" — тут же пошутил президент.
С шуток начался разговор с Леонидом Рошалем.
Путин: "Говорите, пожалуйста, громче. Коллеги просят".
Рошаль: "Я думал, я один глухой".
Путин: "И я тоже. Мы вдвоем".
Рошаль: "Это мне приятно".
Впрочем, затем медик сменил тон и заговорил о нехватке финансирования, кадровых проблемах и отсутствии системы в реформах: "Сегодня мы говорим: Родина в опасности. И это правда. Я не знаю, доходят ли до вас сведения об итальянских формах забастовок, к которым стали прибегать медики. Можно сказать, конечно, что они такие-сякие, не понимают ситуацию. Владимир Владимирович, мы, медики, и при советской власти, и сейчас хотим понять ситуацию. Кто-то, вероятно, понимает, а мы — нет".
Владимир Путин проблемы признал, но общее направление реформ поддержал: "У нас коек по числу столько же, сколько в европейских странах, а качество использования этих коек гораздо ниже и хуже. И, конечно, нужно действовать в направлении сокращения этого коечного фонда. <...> Уменьшение этого коечного фонда должно идти параллельно с повышением качества и технологичности этого медицинского обслуживания".
Про донорство
Бесплатного донорства пока в России не будет.
Леонид Рошаль: "Я не разделяю мнение тех, кто высказывался у нас на круглом столе о том, что средства массовой информации виноваты в раздувании проблем донорства крови. Идти к безвозмездному донорству нужно, но это — путь, и не быстрый. Сравнивать нашу страну с Западом, как это сделал один известный адвокат, глупо. Там социальный уровень общества выше и люди имеют возможность, при правильном налаживании пропаганды, бесплатно сдавать кровь. А у нас сначала запретили платно, а потом мы будем призывать людей сдавать бесплатно.<...> Все придуманные в кабинетах сегодня бесплатные обеды, билеты в театр, кино не работают. Людям нужны конкретные деньги".